Мы Вконтакте

Мы в Одноклассниках

ПОДПИСАТЬСЯ НА РАССЫЛКУ

Поиск по сайту



НЛП. Как контролировать свое самочувствие. E-mail

Контролировать свое самочувствие.

Контролировать свое самочувствиеНаши действия и наши достижения во многом зависят от нашего самочувствия. Иногда малейшая неприятность в нашей жизни может повлиять на нашу работоспособность и сосредоточенность.

Наверняка в Вашей жизни бывали случаи, когда один телефонный звонок рушил все планы на день, или какая-нибудь новость портила Вам настроение настолько, что Вы уже не могли ни на чем сосредоточиться и становились не способными заниматься делами. Или Вы просто "встали не с той ноги" утром, и целый день все валится из рук. А ведь в мире, за ночь, не произошло ничего такого, что могло бы повлиять на Ваше поведение. Научившись менять свое настроение по собственному желанию, или хотя бы держать свои чувства под контролем, Вы сможете во многом влиять на то, что Вы делаете и чего Вы пытаетесь достичь. Многие из нас благодаря жизненному опыту "научились" многим способам, как почувствовать себя плохо, и очень не многим, как почувствовать себя хорошо. С помощью НЛП Вы сможете научиться контролировать свое самочувствие и настроение. НЛП предоставит Вам выбор как себя чувствовать.

 

В каком состоянии Вы находитесь?

Человеческая природа такова, что все мы ориентированы на движение к заданной цели, в каком бы состоянии мы не находились. Мы всегда хотим в чем-то преуспеть, не смотря на плохое самочувствие или дурное настроение. Но пока в нашем мозгу будут скверные мысли и чувства, вряд ли мы сможем добиться желаемого результата.

Определение мыслительного предпочтения

Как мы уже писали ранее, у каждого человека есть свой собственный мир, который зачастую не совпадает с Вашим миром, именно по этой причине часто возникают конфликты между людьми. При помощи НЛП Вы сможете понять природу собственного плохого настроения, тем самым обезопасив себя от состояния подавленности, находясь в котором большинство людей попросту не способны заниматься какими-либо делами, что в свою очередь препятствует продвижению к цели. Прежде всего, определите для себя мыслительные предпочтения Вашего мозга, это сделать совсем не трудно с помощью следующего упражнения, которое предполагает, что Вы будете думать визуально, слухово или кинестетически. В каждом случае Вам нужно вспомнить или вообразить нечто, и оценить возникший образ по девятибалльной шкале. Высший балл - 9 - означает, что Вам удалось очень легко создать внутренний образ с ясной картинкой и ощущениями напоминающими реальные. Если Вы приложили немалые усилия для того, чтобы хоть что-то представить, то ставьте себе за результат минимальный балл. Остальные позиции шкалы отображают насколько легко (высокий балл) или трудно (низкий балл) было активизировать свое воображение или память. Не задерживайтесь долго на одном задании - если нужно время для его выполнения, просто ставьте единицу и переходите к следующему заданию. Не записывайте ответы, просто ставьте себе баллы на листке бумаги. Мы предлагаем Вам по шесть примеров для каждого из трех основных чувств.

Визуальное

  1. Представьте самую большую из Ваших книг
  2. Представьте цвет входной двери Вашего дома или офиса.
  3. Вообразите своего самого любимого телеведущего в высокой шляпе.
  4. У кого из Ваших друзей или знакомых самые длинные волосы?
  5. Представьте себе полоски на шкуре тигра.
  6. Вспомните лицо Вашего первого учителя в школе.

Слуховое

  1. У кого из Ваших друзей самый тихий голос?
  2. Вспомните голос друга детства.
  3. Представьте свой голос под водой.
  4. Вспомните любимую мелодию.
  5. Услышьте, как утром на морозе заводится машина.
  6. Услышьте отдаленный звон церковных колоколов.

Кинестетическое

  1. Представьте, что Вы держите в обеих руках гладкие и почти невесомые стаканы.
  2. Погладьте воображаемую кошку или собаку.
  3. Представьте, что Ваши руки лежат на руле автомобиля, и Вы едете по дороге.
  4. Ощутите, что Ваша левая кисть руки погружается в холодную воду.
  5. Вообразите, что вы прыгаете с метровой стены.
  6. Представьте, что Вы надели мокрые носки.

Теперь вычислите средний балл по каждой позиции, для этого нужно сложить все баллы по каждой из позиций и разделить на шесть. Посмотрите, не является ли один из трех средних баллов заметно выше остальных, или наоборот, один из них ниже двух других. Если вы хотите получить более точные данные о своих мыслительных предпочтениях - с учетом того, что речь идет о вашей субъективной оценке, - вы можете самостоятельно подобрать большее количество примеров и заданий на каждый из трех разделов.

Определение мыслительных предпочтений других людей

Не менее легко определить и предпочтения окружающих людей. Не сообщая им о своем интересе к данной теме, постарайтесь обратить внимание на слова и фигуры речи, которые касаются зрительных, слуховых или осязательных предпочтений. Подобные слова и фразы, или предикаты, произносятся так часто, что мы совершенно не замечаем их. Некоторые из этих выражений приобретают специальный смысл только в том случае, когда вы пытаетесь понять систему мышления другого человека с точки зрения его предпочтений.

"Я вижу, что ты говоришь" не имеет такого же определенного смысла, как "Я слышу, что ты говоришь", пока мы не осознаем, что наш собеседник интерпретирует сказанное, превращая его во внутренние визуальные образы или картины. Именно поэтому он (или она) видит содержание воспринимаемой информации.

В разговоре, длящемся минут двадцать, непременно появятся такие ключи. Если повторяется один и тот же тип высказываний, предпочтение можно считать очевидным. Зачастую вы можете услышать чередование фраз двух типов (например, ощущение и зрение), но бросается в глаза отсутствие третьего (слух). Удостовериться в собственных предпочтениях, выявляя свои формулировки, не так легко, поскольку человек должен говорить, не подбирая слова специально и не обдумывая их. Можете попросить кого-то из друзей понаблюдать за вашей речью.

Языковые ключи

Сейчас вы познакомитесь с целым рядом типичных слов и выражений, связанных с восприятием, причем представлены наиболее распространенные формулировки. С помощью этого списка вам легче будет проследить за речью других людей и определить их предпочтения, и вскоре вы убедитесь, насколько полезны данные знания. Вы станете лучше понимать и самих себя, и окружающих людей.

Слова

  1. Визуальные: картина, яркий, цвет, взгляд, черный, видение, глаз, сцена, насыщенный, видеть, воображать, обнаруживать, отражать, прояснять, озарение, перспектива, замечать, темный, туманный, смутный, фокус, блестящий.
  2. Слуховые: громкий, звонок, ясный, обсуждать, говорить, тихий, сказать, услышать, спросить, отозваться, щелчок, слух, молва, гармония, глухой, интонация, тон, немой, звать, взывать, ритм, звук, длина волны.
  3. Кинестетические: коснуться, тронуть, (под)толкнуть, крепкий, скрести, тяжелый, грубый, гладкий, контакт, двигать, давление, управлять, толчок, хватка, вес, трение, препятствие, барьер, теплый, холодный, биться над чем-то, твердый, гибкий.
  4. Обонятельные: выдохшийся, свежий, затхлый, пахнуть, дуновение, атмосфера.
  5. Вкусовые: сладкий, кислый, горький, привкус, вкус, разжевывать, глотать, кусать(ся).
  6. Нейтральные (не основанные на сенсорике): думать, считать, размышлять, знать, отмечать, понимать, объяснять, решать, учить, изучать, менять, осознавать, воспринимать, запоминать, помнить, договариваться.

Фразы

  1. Визуальные: "я вижу, что вы имеете в виду", "это появляется", "вам следует оглянуться назад", "покажите мне", "глаза в глаза", "умственный взор", "окинуть взглядом", "соринка в глазу", "рассмотреть внимательно", "туманное замечание", "пролить свет".
  2. Слуховые: "манера речи", "обратиться в слух", "бить в колокола", "слово в слово", "придержать язык", "держать язык за зубами", "нем как рыба", "язык без костей", "громко и отчетливо", "на той же длине волны", "найти верный тон", "звучать в унисон".
  3. Кинестетические: "держаться на заднем плане", "холодный/теплый прием", "широкая душа", "толстокожий тип", "я ухватил основную идею", "горячий спор", "веский аргумент", "гладкая речь", "я держу ситуацию в руках", "это берет меня за душу", "я кожей чувствую", "я буду поддерживать контакт", "затрагивать интересы".
  4. Обонятельные и вкусовые: "эта история дурно пахнет", "гнилой тип", "горькая пилюля", "освежающие перемены", "ядовитое замечание", "проглотить чьи-то слова", "это дело вкуса", "кислая мина".

Это лишь часть предикатов, которые могут послужить Вам ключами к пониманию того, как думают и чувствуют другие люди, какие предпочтения формируют их мысленные образы. Если какая-то из категорий показалась Вам особенно знакомой и привычной и Вы сами очень часто используете подобные слова и выражения, возможно, это является индикатором вашей системы предпочтений.

Ключи, связанные с языком тела

Слова и фразы не являются единственным способом определить мыслительные предпочтения окружающих людей. Человек, склонный к зрительным образам, как правило, говорит быстро, высоко держит голову, его голос выше, чем у человека, базирующегося на слуховых образах, - этот дышит глубже и говорит более размеренно, ясно, низким голосом. Нередко это люди, "разговаривающие с собственным галстуком", они часто склоняют голову на сторону, замирают в позе типичного слушателя, погружаясь в самих себя. Кинестетики обычно говорят медленно, глубоким голосом, физически расслаблены, наклоняют голову вниз.

Эти "правила" не всегда срабатывают, но в большинстве случаев, внимательно присмотревшись к словам, интонациям и позам людей, вы убедитесь, что эта схема соответствует действительности. Как и языковые ключи или предикаты, это проявления физиологических реакций - ключи к пониманию мыслительных предпочтений, связанные с языком тела.

Ключи в движении глаз

Другой вид ключей, который многие знатоки НЛП находят восхитительным и наиболее эффективным, заключается в том, каким образом мы двигаем глазами, когда думаем.

Если попросить Вас представить лицо учителя, насколько вы его помните, Вы, скорее всего, слегка переместите взгляд вверх и влево. Если я попрошу Вас вспомнить ее или его голос или звонок на урок, вероятно, Вы передвинете взгляд влево, но не вверх и не вниз. Но если я попрошу Вас вспомнить ощущение от поверхности школьной парты, или ощущение от куска мокрого мыла в руках, или другой кинестетический опыт, Вы непроизвольно посмотрите вниз и вправо. Рисунки показывают, какое направление избирает взгляд в той или другой ситуации. У левшей проявления могут оказаться иными.

 

Припоминание визуальных образов

Припоминание визуальных образов

 

Создание визуальных образов

Создание визуальных образов

 

Припоминание звуков

Припоминание звуков

 

Создание звуковых образов

Создание звуковых образов

 

Осязательные и чувственные образы

Осязательные и чувственные образы

 

Внутренний диалог

Внутренний диалог

Все это связано с активизацией работы различных частей головного мозга во время процесса мышления. Это хорошо изучено специалистами и в нейрологической литературе называется "латеральным движением глаз". В НЛП это явление обычно называют ключами в движении глаз. Вместе с предикатами и языком тела, которые мы уже обсуждали в качестве ключей к пониманию мыслительных предпочтений окружающих людей, это проявление деятельности мозга поможет нам определить, какие процессы происходят в тот или иной момент в голове собеседника.

Давайте рассмотрим ситуацию, когда Вы должны представить визуальный образ, который не хранится в вашей памяти. Если визуализация предполагает создание некоего фантастического, причудливого выдуманного образа, Вы, скорее всего, поднимете глаза, но направите их не влево, а вправо. Для создания звуковых образов - скажем, новой версии известной мелодии или придуманного звука - Вы будете смотреть вправо, но не вверх и не вниз. А когда мы ведем внутренний диалог - с таким явлением знакомы почти все люди, - Вы переведете взгляд вниз и влево.

Конечно, Вы вольны смотреть куда угодно, когда погружаетесь в свои мысли, и, если Вы действуете сознательно, Вы не будете совершать рефлекторные движения глаз, описанные выше. Так что, если Вы хотите составить мнение о других людях, старайтесь наблюдать за ними в тот момент, когда они этого не замечают. Во время семинара одного из участников попросили вспоминать и воображать различные образы. За время короткой беседы он совершил сотни глазных движений, остальные участ-ники семинара изумленно наблюдали за ним. Предмет размышлений не имеет никакого значения, срабатывает только тип образа. Если вы хотите лучше понимать окружающих, Вы должны развивать в себе наблюдательность и умение отмечать признаки тех или иных мыслительных предпочтений, причем движения глаз зачастую оказываются самым первым ключом. Мы думаем быстро, особенно при обращении к визуальным образам, так что надо успеть уловить это мгновенное движение глаз.

Помимо проблемы скорости, надо учитывать и тот факт, что существование мыслительных предпочтений означает, что мысли далеко не всегда развиваются по законам "логики". Например, человек, особо чувствительный к звуковым образам, может легко вспомнить голос, сказанные кем-то слова. Когда его просят представить себе чье-то лицо, он может сначала "включить" воспоминание о голосе, а лишь потом перейти к зрительному образу и т. п. Другими словами, у каждого из нас есть свой излюбленный способ вызывать свои воспоминания. Мы думаем так, как хотим думать, даже если всегда выбираем самый запутанный и обходной путь. Так что, глядя на движение глаз, Вы увидите всегда серию взглядов, соответствующую внутренней цепочке 
размышлений и ассоциаций. Если спросить человека: "Что вы делаете, чтобы вспомнить нечто?" Вы сможете увидеть ту же последовательность движения глаз, которая происходит при самом воспоминании, поскольку и на этот раз сработает система мыслительных предпочтений.

Системы-проводники

Избранный нами способ представлять воспоминания в качестве сознательных мыслей называется системой-проводником. Это своего рода внутреннее чувство, которое "ведет" нас к хранилищу записей о прошлом, или памяти. Однако система-проводник не всегда является идентичной нашим предпочтениям при процессе мышления и представления образов.

Например, Вы можете быть ярко выраженным кинестетиком, который вспоминает о проведенном отпуске в чувственных понятиях. Это может быть явно видно по вашим словам и языку тела. Но, восстанавливая нечто в памяти, Вы можете сперва использовать визуальный, зримый образ, который на следующем этапе заменяется удобным для вас кинестетическим комплексом ощущений, в которых Вы чувствуете себя увереннее. Так что каждый человек имеет предпочтительную систему мышления и представления, а также приоритетную систему-проводник, причем они могут совпадать или различаться. Впрочем, большинство из нас склонны к последовательности в мыслях. Независимо от того, являетесь ли Вы лево- или праворуким, и от того, какой набор 
чувств работает в процессе Вашего мышления, порядок движения глаз при одних и тех же мыслительных операциях у Вас всегда остается стабильным. А потому реально прийти к пониманию Ваших собственных предпочтений, как и устойчивых приоритетов в мышлении ваших партнеров, друзей и коллег, с которыми Вы постоянно находитесь в контакте.

Прежде чем Вы возьметесь за применение этих знаний на практике и получите существенную пользу от данного опыта, настройтесь на то, чтобы получать искреннее удовольствие, наблюдая и вслушиваясь. Развивайте навыки, помогающие вам определять, что думает и чувствует другой человек, учитесь читать по выбору слов и языку тела, пока все эти признаки не станут прозрачными и ясными для вас. Такие упражнения станут основой хорошего общения, Вашей способности влиять на окружающих и получать то, что Вы хотите.

Осваивая собственную "внутреннюю картину"

Итак, мы разобрались в основных возможностях, составляющих структуру Вашего мышления, и Ваших мыслительных предпочтениях. Но этого недостаточно, если мы осознаем всю степень важности различных вариаций того, как мы чувствуем и думаем.

Начните с упражнения по наблюдению за собой. Вернитесь мысленно к тому моменту в своей жизни, когда вы испытывал "вдохновенное" состояние ума. Вы достигли какой-то цели, или услышали ободряющую новость, в итоге Вы ощущали себя на вершине мира. Обратившись к собственному опыту, Вы сможете вызвать внутренние образы, которые ассоциируются с приятным, воспоминанием, услышать звуки, голоса, увидеть нечто, почувствовать - благодаря всему этому вы воссоздаете то же общее эмоциональное состояние, в котором тогда находились. Изучите каждую из составляющих - картины, звуки и ощущения - одну за другой, поэтапно. Теперь попробуйте объединить их все вместе, чтобы воспоминание стало как можно более реальным. Чем конкретнее и подробнее будет ваше представление, тем больше Вы приблизитесь к тем же эмоциям, к тому же состоянию ума, которое сопровождало Вас в тот счастливый момент - возможно, это было чувство восторга, гордости, спокойствия и умиротворенности или нечто иное. Чем живее будет Ваше воспоминание, тем сильнее изменится Ваше сегодняшнее состояние и настроение. Если кто-то наблюдает за вами в данный момент, он сможет отметить физиологические изменения, происходящие с вами. Скорее всего, Вы смените позу, изменится ритм и глубина дыхания, выражение лица, даже цвет кожных покровов. А помимо того, будет запущен механизм многочисленных внутренних изменений, не видных внешнему наблюдателю, - Ваш организм будет вырабатывать приятные по ощущению эндоморфины вместо вредоносных токсинов, производимых, когда Вы испытываете негативные эмоции.

Таким образом, с помощью данного упражнения Вы можете убедиться, что память или процесс мышления основываются на тех же чувствах, которые отвечают за восприятие и понимание окружающего мира. Они способны непосредственно достигать мозга, минуя обходной путь внешних рецепторов и органов чувств, ориентированных на наблюдение реальности. Попробуйте дополнить свои воспоминания вкусовыми ощущениями и запахами, потренируйтесь, припоминая наиболее яркие примеры из своего опыта. На самом деле эти два чувства надолго сохраняются в памяти и любой человек способен развить в себе способности тонко чувствовать и отчетливо вспоминать подобные впечатления. Описанное упражнение, полагаю, убедило Вас и в том, что Вы обладаете возможностью менять свое состояние просто с помощью мышления - вспоминая или воображая.

Выбирать, как себя чувствовать

Вы можете самостоятельно выбрать то состояние, которое захотите. Может быть, Вы хотите ощущать спокойствие и умиротворенность, в таком случае обратитесь к воспоминаниям о мирном отдыхе, о каком-либо месте, ассоциирующемся у Вас с покоем и безопасностью. Если у Вас нет подобных картин в  памяти, по-пробуйте придумать некое вымышленное место, свой идеал великолепного ландшафта и чудесной погоды. Такая визуализация изменит состояние Вашего ума и настроение.

Как только Вы включили в работу свой мозг, то, о чем Вы думаете, становится реальностью. Активизированы те же центры чувств, те же нейронные связи, в итоге Вы получаете те же физиологические результаты. Попробуйте визуализировать получение некой награды или торжественную церемонию, об участии в которой Вы можете только мечтать, или осуществление самой отдаленной и заветной цели и испытайте все те чувства, которые можете испытать в такой момент. Человеческий мозг не отличает воздействие реальных внешних стимулов органов чувств от ярких и отчетливых внутренних переживаний, вызванных представлением образов, - они поступают в мозг по одним и тем же каналам и запускают одну и ту же нейронную и физиологическую цепочку. Именно поэтому, просыпаясь после особенно богатого сна, Вы некоторое время не уверены, что реальнее - сон или комната, в которой Вы находитесь. Точно так же и мечты - своего рода сны наяву - уводят Вас в свою реальность, а скучный лекционный зал или контора, в которой Вы сидите, отступает на задний план.

Теперь попробуем еще кое-что. Подумайте о другом событии из своего прошлого, о чем-то таком, что легко припомнить. Подождите, пока образ ситуации не станет совершенно отчетливым. Для того чтобы сделать это, Вам придется расслабиться. Теперь попытайтесь сделать образ крупнее и ярче, отрегулируйте резкость изображения. Если Вы способны увидеть на картине самого себя, то поместите себя в пространство изображения, так чтобы все происходящее Вы увидели своими глазами, а не со стороны. Теперь сделайте звуки громче и отчетливее, включите те голоса, которые Вам приятны. Добейтесь трехмерности всего образа в целом, а масштаб должен быть больше, чем в реальной жизни. Придвиньте ближе к себе все, что находится в отдалении. После этого проверьте свои чувства. Если во время упражнения рядом будет находиться другой человек, он заметит фи-зиологические изменения.

Ощущения Ваши будут намного острее, чем это бывает при обыкновенном нецеленаправленном воспоминании, внезапно нахлынувшем на вас. Приятные, вдохновляющие события, как правило, воспроизводятся четко и ярко, причем легко удается взглянуть на них собственными глазами, изнутри ситуации, Вы снова оказываетесь в центре случившегося и можете, заново пережить свою радость.

Это последнее замечание крайне важно. Когда Вы визуализируете самого себя в той или иной ситуации, Вы получаете возможность смотреть на события собственными глазами, или Вы можете взглянуть на себя глазами другого человека, видящего вас со стороны. Эти две позиции наблюдения получили названия "ассоциированной" и "диссоциированной". В реальной жизни наша точка зрения на мир, конечно же, всегда является ассоциированной.

Если Вы приложите усилия к выполнению таких упражнений, Вы через некоторое время обнаружите, что визуальный образ может быть чрезвычайно ярким или тусклым, существовать в большем или меньшем масштабе, чем в жизни, приближаться или удаляться, быть черно-белым или цветным - управлять им можно как изображением на телеэкране. Эти вариации образа обычно называются допустимыми вариантами. Точно так же различными характеристиками может обладать звуковой образ. Воображая счастливые моменты, Вы испытываете состояние счастья, а печальные или тревожные образы, которые Вы визуализировали, вызывают у вас негативные чувства и плохое самочувствие, совершенно как в реальной жизни. Не исключено, что при счастливом воспоминании Ваш образ чаще является ассоциированным (воспринятым как бы своими глазами), а болезненные и негативные события из прошлого воспроизводятся памятью как бы со стороны, иногда даже с большого расстояния. Проверьте этот феномен.

Когда Вы сопоставили ощущения от позитивных и негативных воспоминаний и визуализаций (представить себе можно и события из будущего), Вы подошли вплотную к изучению допустимых вариантов образов. Проще говоря, некоторые характеристики ассоциируются у Вас с приятными образами, а другие с образами болезненными - независимо от конкретного содержания событий. Следуя таким путем, легче понять, почему то, что является удовольствием для одного человека, становится ужасом для другого; каждый из нас создает собственную внутреннюю картину внешнего события или ситуации. Именно за счет этого мы по-разному воспринимаем происходящее. И этот уникальный подбор допустимых вариантов определяет наше самочувствие, отношение к 
внешним процессам, наш взгляд на самих себя, наши установки, убеждения, пристрастия и опасения.

На минуту попытайтесь свободно погрузиться в свой внутренний мир, исследовать допустимые варианты, которые его формируют. Как и в случае с любым другим навыком, потребуются время и тренировка, чтобы уверенно выполнять это действие. Начинайте с недавних воспоминаний и постепенно погружайтесь в глубину памяти. Усилия непременно окупятся. Вам следует возвращаться и к некоторым неприятным воспоминаниям, так - сопоставляя их с приятными картинами - Вы сможете по-настоящему освоить все допустимые варианты и их воздействие на вашу физиологию. В случае таких болезненных представлений, как правило, возникают маленькие по размеру, отдаленные и находящиеся как бы не в фокусе образы, а звуки - не слишком отчетливые. В частности, неприятные ассоциации почти всегда являются диссоциированными - Вы остаетесь за кадром, наблюдаете происходящее извне. Все это вместе создав Вашу уникальную комбинацию допустимых вариантов, включающую и приятные, и болезненные представления, и задает на строение и состояние, в котором Вы находитесь в тот или иной момент, иначе говоря, влияет на то, как Вы себя чувствуете. Теперь Вы достигли понимания процесса формирования эмоциональных состояний и имеете возможность наблюдать за тем, как происходит подсознательное мышление, создающее наши настроения.

На следующем этапе мы приступаем к изменению допустимых вариантов, одного за другим, видоизменяя представления, существующие в вашей памяти, в видении будущих событий, в убеждениях. Осознание того, что для Вас является наиболее важным из допустимых вариантов - подробная характеристика самых существенных элементов позитивного, вдохновляющего состояния, - позволит Вам отобрать и закрепить именно эти элементы и подходы, заменив ими те, что приводили к подавленному, разочарованному состоянию, парализовали активность. Приведенный далее список показывает наиболее распространенные допустимые варианты. Из этого списка Вы можете вы-брать те, что подходят к вашему случаю. Не беспокойтесь, если что-то кажется вам неприемлемым или глупым. Просто пробуйте, анализируйте свои ощущения, отмечайте разницу между ними и выбирайте те, что помогут Вам формировать желаемое состояние ума и духа.

Список допустимых вариантов

Визуальные

Ассоциированные или диссоциированные
Цветные или черно-белые
Местоположение (слева или справа, вверху или внизу)
Расстояние
Яркость
Панорамные или скадрированные
Расплывчатые или сфокусированные
Контрастность
Движущиеся или неподвижные
Скорость (быстрее или медленнее, чем в реальной жизни)
Размер

Слуховые

Громкие или тихие
Расстояние от источника звука
Слова или звуки
Местоположение источника звука
Стерео или моно
Продолжительные или краткие
Скорость (быстрее или медленнее, чем обычно)
Ясные или деформированные
Мягкие или резкие

Кинестетические (осязательные)

Температура
Текстура материала (грубые или гладкие)
Интенсивность
Давление (жесткое или мягкое)
Продолжительность (как долго длится)
Вес (легкие или тяжелые)
Форма

Теперь нам необходимо провести практическое упражнение, которое продемонстрирует, как распознать и изменить те или иные допустимые варианты. Но сначала мы должны ввести себя в правильное, адекватное задаче состояние мозговой активности.

Состояние альфа

Заниматься визуализацией лучше всего, когда Вы находитесь в расслабленном состоянии ума, вне сферы давления объективного, сознательно воспринимаемого мира вокруг Вас. Например, непосредственно перед тем, как заснете, - в это время мозг находится в состоянии медленных волн, известных как альфа-волны, именно это наиболее подходящее время для любых субъективных действий - воспоминаний, воображения или управления мыслями. Это состояние близко к тому, которое сопровождает мечты наяву. Хотя тело совершенно расслабленно, мозг остается активным и открытым к обработке и восприятию информации. Итак, Вы можете войти в такое расслабленное состояние, и для этого существует множество способов. Во многих книгах описаны специальные упражнения, помогающие достигать состояния альфа в любой необходимый момент.

Приведу простой технический прием, основанный на визуализации нисходящего ряда цифр. Начните с основного упражнения по расслаблению, почувствуйте тяжесть в руках и ногах, затем пускай тяжесть распространится на область шеи, на лицо и глаза. Теперь медленно считайте от 100 до 1. Дышите медленно. Повторите несколько раз последние цифры ряда - 3, 2 и 1 - стараясь представить их визуально, удержите их на некоторое время в своей памяти - для этого можно придать им особый цвет или выражение лиц или увидеть их в виде странных и причудливых фигур. Сделайте их также динамичными - например, вообразите, как Вы пишете эти цифры какой-то особой ручкой, скажем, на стене спальни или высвечиваете их на необычном экране воображаемого компьютера. Постарайтесь подключить звуки, запахи, физические ощущения. Теперь Вы всегда сможете легко вызвать в памяти именно этот образ трех цифр, составить ваш личный портрет этого ряда, а с ним будет ассоциироваться состояние глубокой расслабленности, достигнутое в ходе упражнения.

Пускай 3 представляет собой полное физическое расслабление, для этого не представляйте 3, пока не достигнете этого состояния. Цифра 2 пусть представляет собой расслабление ума, когда Вы освобождаетесь от "деловых мыслей" и беспокойства об окружающей реальности. А цифра 1 - глубочайшее состояние, в котором Вы способны создавать свою собственную внутреннюю реальность. Этот простой нисходящий цифровой ряд станет Вашей дверью в совершенно новый, субъективный мир, а усилия, затраченные на освоение данного упражнения, многократно окупятся в дальнейшем. Итак, теперь, когда Вы вошли в полусонное, но крайне активное с точки зрения деятельности мозга состояние, Вы готовы к освоению следующего упражнения. Приготовьтесь к тому, чтобы Вас в течение некоторого времени никто не побеспокоил и не прервал ваши занятия.

Изменение допустимых вариантов

Давайте рассмотрим собеседование при приеме на работу как иллюстрацию к процессу выявления и изменения допустимых вариантов. Предположим, эта ситуация для Вас неприятна, именно в подобных случаях Вы хотели бы повысить уверенность в себе. Одна мысль о предстоящем заставляет Вас почувствовать слабость, Вы убеждены, что при подобных встречах в прошлом Вам не удавалось проявить свои реальные способности и показать квалификацию. Если с собеседованием у Вас не было никаких трудностей, выберите какую-нибудь другую ситуацию - скажем, письменный экзамен, знакомство с новыми людьми, продажа дома или что угодно еще, - а затем приступайте к следующей процедуре. Лучше всего, если Вы мысленно вернетесь к тому моменту, который отчетливо запечатлелся в Вашей памяти, поскольку гораздо легче добиться визуализации действительного события, чем воображаемого, а ассоциации с настоящим собеседованием, которое Вы проходили, возможно, несколько усилят Ваши негативные ощущения во время упражнения.

Теперь восстановите собеседование (или какую-то иную трудную ситуацию), поэтапно обращаясь к каждому из допустимых вариантов - картины, звуки, ощущения и, если получится, вкус и запахи. Как вы чувствовали стул, на котором пришлось сидеть? Что представлял собой ковер и ощущали ли Вы его ступнями? Все такие переживания записаны где-то на жестком диске Вашей памяти. Когда Вы, по-прежнему находясь в расслабленном состоянии, освоитесь в своих воспоминаниях, Вы будете поражены тем, как много деталей смогли припомнить. Конечно, эта часть упражнения весьма неприятна, но Вы должны напоминать себе, что только так можно раз и навсегда изменить свое отношение к собеседованию, так что небольшие затраты в виде неприятных переживаний еще окупятся. Используя приведенный выше список допустимых вариантов, постарайтесь как можно более точно определить каждую составляющую образа.

Как соотносятся с реальной жизнью голоса - звучат они быстрее или медленнее, ясно или деформировано, приятно или резко? А что происходит с остальными звуками - из других офисов, может быть, из другого здания? Находитесь ли Вы сами вне картины, а если да, то как расположены по отношению к ней - выше, сзади, впереди? На каком расстоянии Вы расположились, и сам Вы меньше или больше, чем в реальной жизни? А что с цветом? Краски яркие или тусклые - или вообще изображение черно-белое или монохромное, как на старинной фотографии? А каковы размеры изображения в целом - оно подобно видео или киноэкрану или занимает всю панораму на 360 градусов вокруг Вас? Запишите параметры всех допустимых вариантов, которые удалось 
определить, и то, как Вы себя чувствовали. Можете потратить на все это не слишком много времени. Можете даже вспомнить какое-то другое собеседование, если оно всплыло в памяти достаточно ярко (несмотря на то, что оно, возможно, прошло, не так уж плохо) - сделайте это, если Вам кажется, что в итоге вы точнее представите все детали и последовательность событий и своих ощущений.

Затем проведите то же самое упражнение с воспоминанием, вызывающим у вас удовольствие, ситуацию, в которой Вы были уверенным и умелым (для кого-нибудь, может быть, это будет именно собеседование при приеме на работу).

Например, это игра в бадминтон, в результате которой Вы одержали престижную победу. Не исключено, что возникающий теперь образ будет крупнее и ярче, с громким ясным звуком, причем Вы окажетесь в самом центре событий, будете воспринимать происходящее собственными глазами. А после этого,  как бы велика ни была разница, переключите каждый параметр восприятия с приятного образа на неприятный, пока Вам не удастся представить всю сцену собеседования в рамках тех же допустимых вариантов изображения, которые сами соответствуют приятным ощущениям, связанным с победой в бадминтоне. И обратите внимание на свое самочувствие. Не произошла ли замена болезненного раздражения от собеседования на нервное возбуждение и удовольствие от победы в бадминтоне?

Крайне важно научиться смещать ракурс восприятия, менять состояние своего ума и настроение с помощью данного упражнения. Постепенно ряд ситуаций, обычно неприятных и беспокоящих вас, перестанет казаться столь тягостным. Проведите мысленную репетицию, которую иногда называют проживани-ем будущего, - представьте себе новое собеседование с целью поступить на работу - проверьте, каковы результаты предварительных упражнений. Получайте удовольствие от происходящего, радуйтесь так, словно вам предстоит встреча с любимым другом, особенно приятная форма отдыха, праздничный обед. Ваши чувства в отношении собеседования изменились, потому что Вы изменили порядок нейронных связей мозга, который и создает то или иное чувство. Теперь будьте готовы применить вашу вновь обретенную уверенность на практике при первой же возможности. Почему бы не попробовать найти работу, которая до сих пор казалась Вам недостижимой, и не посмотреть, что из этого выйдет?

Работая над этим разделом, Вы изучили, как чувства влияют на то, что мы делаем и чего достигаем, и как эти чувства, а также все другие мыслительные процессы формируются под воздействием внутренней деятельности наших пяти органов чувств. Вы начали исследовать свой субъективный внутренний мир и учиться менять то, что происходит в его пределах. Теперь Вы можете приступить к овладению контролем и использованию собственных мыслей для настройки самого себя на достижение избранных целей.

Назад

Далее



загрузка...

 

© money-magic.ru 2009