Мы Вконтакте

Мы в Одноклассниках

ПОДПИСАТЬСЯ НА РАССЫЛКУ

Поиск по сайту



НЛП. Стать мастером. E-mail

Стать мастером

Стать мастеромМастерство, или человеческое совершенство, достижимо для каждого. Так утверждает НЛП. Способы мышления, которые ранее ассоциировались с гениями и считались исключительно результатом необычайного генетического преимущества, могут теперь стать предметом обучения и использоваться всеми нами. Это "состояние мастерства" мы все когда-то испытываем.

У каждого из нас есть своя область жизни, свои навыки или способности, которые со стороны могут быть оценены как проявление совершенства или выдающегося мастерства. Таким образом, достижение совершенства становится и реальным, и достоверным - просто делайте то, что вы уже умеете делать.

Природные способности

Многие люди, которые естественным образом что-то отлично делают, никогда не задумывались о том, насколько они в этом деле хороши. Например, некоторые находят, что считать в уме чрезвычайно легко - у них есть своя система для производства различных арифметических операций "в голове", им не нужно записывать цифры или использовать калькуляторы. И хотя по сравнению с компьютером или со всемирно известными специалистами их способности весьма умеренные, но для миллионов остальных людей, которые не способны таким образом манипулировать с цифрами, они кажутся удивительными. Они демонстрируют уровень мастерства, или совершенство, которому завидуют.

Но те, кто им завидует, могут иметь свои природные способности. Например, кто-то из этих "завистников" может подбирать музыку на инструменте на слух. Стоит ему или ей прослушать пару раз мелодию, и этого достаточно, чтобы как по волшебству наиграть ее на пианино. По желанию такой человек может запомнить и воспроизвести огромное количество гармонических комбинаций, которые зачастую остаются малопонятными людям без музыкального слуха.

 

Вокруг нас множество примеров, когда кто-то легко и без особой подготовки отлично справляется с определенным видом деятельности. Возможно, вы знаете человека, который свободно устанавливает контакт с детьми. Он или она способны удержать внимание малышей и рассмешить их, а для кого-то это остается недоступным даже после долгих лет обучения по специальной методике. У человека просто есть то, что мы называем даром. Один из приятелей впервые садится играть в шашки на ваших глазах, а через пару месяцев он уже обыгрывает всех знакомых. (А вы уже десять лет практикуетесь в этой игре и все еще чувствуете себя неуверенно.) Есть люди, которым удается получать отличные результаты в любых видах спорта. Один из менеджеров имеет природный дар к произнесению речей, проведению презентаций, хотя и обладает меньшим опытом, чем многие другие в офисе. Кто-то без труда, быстро управляется с любой работой по дому, другому удается писать письма и официальные бумаги, кто-то блестяще организует вечеринки, а у другого пышно расцветает любое растение. Какова бы ни была сфера деятельности, все эти люди проявляют чутье или мастерство, которое скрыто в их мыслительных подходах, в том, что происходит внутри их мозга, возможно, в подсознании. И именно этот внутренний процесс ведет их к успеху. И подобный процесс может быть использован и вами для достижения своего успеха.

Совершенное поведение

В таком совершенном поведении разных людей есть некие общие черты. Во-первых, мы никогда полностью не осознаем то, что делаем мастерски. В случае проявления так называемых природных талантов, будь то в музыке или спорте, нам требуется некоторое время, чтобы осознать, что окружающие отличаются от нас. Даже победители Олимпийских игр и мировые чемпионы затрудняются описать, что делает их такими исключительными, они не вполне осознают свое мастерство - они могут приписывать результаты напряженной работе, хотя боролись и трудились ничуть не больше, чем их менее удачливые коллеги.

Во-вторых, когда мы демонстрируем подобное мастерство, мы не делаем этого специально, мы просто двигаемся к некоей намеченной цели, уверенно и с удовольствием делаем то, что у нас хорошо получается. И снова самые прославленные чемпионы искренне считают, что достичь высокого уровня достаточно легко, - потому что им это действительно легко, в своем деле они обладают "неосознанным совершенством". В принципе нет разницы между тем, как человек считает в уме, достигает отличных спортивных результатов, или выполняет какую-то иную работу. Зачастую справедливым оказывается суждение: "Чем больше я стараюсь, тем хуже у меня получается". Безусловно, сознательное осмысление последовательности действий, как было показано на странице "Факторы успеха", является важной составной частью обучения, но в конечном счете необходимо прийти к стадии неосознанного мастерства. Лишь когда мы перестаем сознательно думать о каждом своем шаге, мы достигаем наилучших результатов. Если бы вы сейчас попытались осознать все, что делаете, когда читаете эту книгу, что происходит при этом в вашем подсознании - восприятие информации, формирование внутренних представлений, построение понимания предмета, о котором вы читаете, - вы бы мгновенно переутомились. Осознание каждой составляющей процесса, начиная с того, каким образом происходит превращение оптического сигнала в значение, и до того, как слова и синтаксис переводятся на язык мыслительных образов, сделало бы "простую" задачу чтения практически невыполнимой. Один из главных секретов мастерства заключается в том, чтобы научиться отключать анализ.

В-третьих, мастерство тех или иных людей, судя по всему, является частью их общей стратегии мышления. Позднее на данной странице мы еще рассмотрим проблему стратегий мышления. Тогда мы поговорим о тех, кто руководит профессиональным выбором, или ведет большой бизнес, или проявляет выдающиеся способности в спорте или искусстве, или обладает особым даром налаживать великолепные взаимоотношения, потому что все они обладают развитым типом мышления, обеспечивающим достижение успеха. Даже если они сами не знают, "как они это делают", используя универсальный язык главных каналов мышления - зрения, слуха и осязания, - мы сможем выяснить, в чем заключается секрет совершенства стратегии мышления, которую используют все люди, достигающие значимых результатов.

И наконец, мастерство невозможно полностью объяснить только тем, что лежит вне нашего контроля, скажем, этнической принадлежностью, образовательным уровнем, генетическими факторами или чертами личности. Все мы хоть в чем-то совершенны, а значит, имеем потенциал для совершенствования во многих других областях деятельности. Все мы - мастера. И как только вы обретете лучшее понимание того, что такое мышление, вы сможете принять решение, в какой именно области своей жизни вы хотите проявить особое мастерство.

Барьеры на пути к успеху

Что удерживает нас на пути к совершенству? Покойный Мильтон Г. Эриксон провел замечательное исследование с американскими стрелками-олимпийцами. Он задал каждому из них простой вопрос: "Можете ли вы с одного выстрела попасть в глаз быка?" Все ответили: "да". Тогда он задал другой вопрос: "А можете вы попасть дважды в одну точку?" И снова в ответ прозвучало "да", но уже не столь уверенное. Когда он спросил, возможно ли сделать это три раза подряд, многие ответили "нет". После пяти выстрелов количество утвердительных ответов сократилось до предела, в конце концов, стало ясно, что все стрелки убеждены, что число возможных попаданий в цель ограничено.

Самое поразительное здесь то, что эти люди были абсолютно уверены в том, что могут сделать нечто один раз, но считали, что не смогут повторить свои действия успешно снова и снова. Они оказались перед барьером убеждения, который есть и у новичка, сомневающегося вообще в своей способности попасть хоть в какую-нибудь цель. И в обоих случаях именно убеждение ограничивает результаты.

Если вы можете сделать что-то один раз, значит, физически вы способны делать это снова и снова. И пока вы не сталкиваетесь с объективными препятствиями в виде ветра, неудобного освещения или дефекта "инструмента" (это и ружье, и ракетка, и бита, и все что угодно), проблема существует только в вашем мозгу - в том, как вы думаете и в чем убеждены. И любое серьезное исследование подтверждает этот вывод. Мировой чемпион думает как чемпион. Виртуозный пианист думает как виртуоз. Все принципиальное различие заключено в деятельности мозга.

Мы могли бы осудить стрелков-олимпийцев за то, что им не удается поверить в свои способности повторить удачный выстрел, но мы все грешим тем же самоограничением во всех видах деятельности. Все мы можем припомнить случаи, когда действовали мастерски - когда все шло правильно и мы ни в чем не ошиблись. Иначе говоря, у всех нас есть свой опыт попадания в глаз быка. Но, как и стрелки-чемпионы, мы не верим, что можем повторить свой отличный результат снова и снова. Методика НЛП дает вам возможность делать то, что вы уже когда-то делали, и применить успешную стратегию мышления ко всем областям вашей жизни.

Ложные друзья

Существует несколько наиболее распространенных барьеров на пути к успеху, способов, в которых наши негативные убеждения проявляются повседневно и удерживают нас от мастерства. Парадоксально, но некоторые из этих барьеров воздвигаются благонамеренными друзьями, желающими помочь нам, а потому их можно назвать "ложными друзьями".

Трудись усерднее

Этот совет может показаться вполне логичным. Но, к сожалению, он не срабатывает! Период самого ускоренного обучения приходится на первые несколько лет жизни, и самое эффективное обучение происходит, когда мы получаем удовольствие от обретения нового опыта и не заботимся ни о каком "усердии". Мастерство в обучении, а значит, и в достижении результатов - это естественный процесс. Люди, которые в зрелом возрасте не умеют плавать, ездить на велосипеде или делать еще нечто такое, что остальные считают само собой разумеющимся, как правило, могут припомнить и негативный опыт, когда они старались изо всех сил и отчетливо осознавали все свои усилия. В этом, как и во многих других случаях, усердный труд не только мешает естественному обучению, но и надолго (зачастую на всю жизнь) создает негативный внутренний имидж человека в отношении разного рода деятельности. Это не означает, что труд и усердие вообще не нужны. Но если все наши старания не срабатывают, секрет обучения заключается в том, чтобы заняться чем-то отличным, а не прилагать все больше и больше усердия в том, что валится из рук. Истинный друг мог бы посоветовать: "Попробуй заняться чем-нибудь другим".

Будь совершенным

Многие наши негативные убеждения возникают из социальной установки на то, что мы должны быть совершенными. Мы должны иметь совершенное тело, совершенную работу, совершенный дом, совершенные взаимоотношения - некий идеал, который при здравом размышлении приходится считать недостижимым в реальном мире. Но, тем не менее, эта жажда совершенства деформирует наши убеждение и поведение, мешая нам достигать реалистичных целей. Успех и мастерство - это, скорее, путешествие, чем конкретный пункт назначения, вроде совершенства. Мы никогда не прекращаем учиться и делать ошибки. Используя тест на прояснение целей, приведенный на странице "Устанавливание перед собой цели", вы можете избавиться от этого ложного друга, не ограничивая себя в постановке целей, но сохраняя чувство реальности.

Старайся быть приятным для других

Этот совет, как и много других ложных друзей, возможно, исходил от "авторитета", в роли которого выступали какие-то люди, учреждения или система ценностей, а потому он кажется неоспоримым. И снова в качестве основы для успешного поведения он никуда не годится. Сколько раз вы слышали (или говорили себе): "То, что я скажу или сделаю, будет ли приятно ему/ей?" И чем больше вы старались достичь результата, опираясь на такую ложную предпосылку (усерднее трудились), тем очевиднее становилась ложность этой установки. Удовольствие окружающих может быть важным условием достижения вашей цели и частью проверки, как это было показано на странице "Устанавливание перед собой цели", но это не является способом обретения личного мастерства.

Поторапливайся

Этот совет тоже ведет свое начало из детства, когда мы находились под контролем авторитетных фигур. Иди быстрее, беги быстрее, читай быстрее, скорее заканчивай работу, поторапливайся. Это еще одна форма более усердного труда, еще один "логичный" левополушарный способ управлять озарениями правого полушария. Если у вас действительно есть крайне важный срок, к которому надо закончить дело, и вы чувствуете давление этой установки, вы испытываете настоятельную потребность поспешить - и это может затормозить деятельность уже включившегося в работу мозга. "А сейчас остановись на минуту - расслабься - ведь должен существовать какой-то способ..." - это гораздо более эффективный метод активизировать необходимые умственные ресурсы.

Если вы знаете, куда идете, и выбрали правильную стратегию, вы с большей вероятностью достигнете своей цели в кратчайшие сроки. Неизбежные задержки, вызванные ошибками и переменами в действиях, вызванными отработкой тактики, являются существенной составляющей процесса обретения успеха. Они вовсе не замедляют движение в целом. Для достижения любого значимого результата направление гораздо важнее, чем темп.

Будь сильным

Не показывай своей слабости. Борись. Соревнуйся. Вот еще один ложный друг, который не способен дать ощутимый положительный эффект. Наше общество придает большое значение физической или внешней силе, формируя образ эдакого "мачо". В семейных или деловых отношениях от нас ожидают силы, как бы мы ни ощущали себя внутри. На деле большинство историй и выдающихся человеческих свершениях предполагают существование иной силы, внутренней умственной или духовной устойчивости, которая преодолевает все препятствия, несмотря на явную нехватку внешних сил. Парадоксально, но внутренняя сила более связана с состоянием покоя, гармонии и смирением, чем та сила, на необходимости которой настаивает наш благонамеренный друг. Человеческий мозг является великолепным примером того, как мы можем выигрывать за счет ума, а не физической силы, достигая всего, что хотим. Истинный друг мог бы сказать: "Будь сосредоточенным, будь осмотрительным, будь гибким".

Все эти барьеры обычно принимают форму "разговора с самим собой", внутреннего диалога, который мы ведем, когда хотим достичь неких результатов, проявить себя с наилучшей стороны, хотя истоки их, несомненно, лежат в многократно звучавших со стороны наставлениях. Как и в случае с реальными друзьями-людьми, вы вольны выбирать внутренних друзей-советчиков по своему вкусу и доверять тем из них, кто кажется вам более мудрым. У вас есть выбор и вы в состоянии проверить, является ли тот или другой друг истинным или ложным, в зависимости от того, насколько он помогает вам в достижении ваших целей.

Что значит ощущать мастерство?

Теперь давайте установим, в чем заключается ваше врожденное, возможно скрытое, мастерство. Не забывайте, что одним из признаков совершенства является то, что люди зачастую не осознают его, даже когда для окружающих оно вполне очевидно. В случае какого-то простого навыка, например плетения кружев, искусное владение рукоделием встречается крайне редко. Но если вы увидите, как ребенок с восхищением и завистью следит за старшим товарищем, демонстрирующим свои навыки в плетении кружев, вы поймете, как выглядит мастерство со стороны. Попробуйте объяснить человеку, не умеющему плавать или ездить на велосипеде, что это "легко", "каждый может делать это, просто ты не пытался", и вы увидите, как воспринимается мастерство со стороны. Многие люди умеют делать нечто такое, что остальным кажется сверхчеловескими достижениями.

Если вы все еще сомневаетесь, подумайте обо всем, что вы делаете в течение дня. Не пропускайте ничего - даже бритье, заваривание кофе или езду на автомобиле, умение на время пристроить куда-то ребенка или способность прочитать целый роман за пару вечеров. А теперь представьте себе всю сложность каждого выполненного действия - сотни скоординированных мускульных движений, химические процессы, происходящие в вашем теле, ловкость рук, все, что требуется, чтобы проехать много километров на машине, не задумываясь о том, как это делается, при этом учтите и все проблемы, которые вы за это время успели обдумать. Теперь мысленно вернитесь назад. Оттого что вы забыли десятки тысяч "неудачных" движений тела, которые сопровождали ваши первые шаги в годовалом возрасте, вы сумели не растерять свободное владение телом, о котором теперь не задумываетесь. А сколько миллионов попыток предприняли вы, чтобы заговорить на языке вашей матери? Но теперь вы поддерживаете беседу, не сохраняя в памяти весь процесс  обучения и все затраченные на него огромные усилия!

Итак, мастерство - явление универсальное. И, конечно же, оно всегда относительно. С точки зрения окружающих, вы можете демонстрировать совершенно выдающиеся способности и навыки, а сами вы можете при этом с восхищением взирать на других. Это касается как одного навыка (например, речь идет о разных уровнях в одном ремесле, музыке или спорте, вождении автомобиля), так и различных видов деятельности. В первом случае вы можете смотреть на эксперта в своей области так же, как новичок смотрит на вас, а во втором случае все мы склонны смотреть с благоговением на совершенно недоступное и неосвоенное нами искусство. Но в любом случае мастерство всегда уникально и личностно. Существует нечто такое, что только вы можете сделать своим, особым образом. А потому подумайте об этом и выберите в своем прошлом какое-то действие, которое может считаться иллюстрацией вашего мастерства, - время, когда вы ощущали полную уверенность в себе, время, когда вы без особых усилий в совершенстве сделали нечто.

Теперь постарайтесь сделать это воспоминание как можно более ярким. Используйте методику, с который вы познакомились в прежних упражнениях по визуализации, тщательно настройте каждый параметр изображения, зрительный образ, звук, физические ощущения. Основывайтесь на списке возможных вариантов изображения, который приведен на странице "Контролировать свое самочувствие". В частности, постарайтесь восстановить те чувства, которые вы тогда переживали, - будь то ощущение легкости или особый холодок, все, что угодно. Затем выберите в своей жизни ту область, в которой вы хотели бы обрести большую уверенность. Для данного упражнения не стоит выбирать то дело, в котором вы чувствуете себя совершенно "безнадежным", напротив, остановитесь на том, к чему, как вам кажется, у вас есть определенные способности и возможность улучшить результаты, причем это должно быть занятие, в котором вы сможете практиковаться в дальнейшем.

Сделав свой выбор, вообразите это занятие и определите все параметры данного образа. После этого сравните их с тем образом, который соответствует ситуации, в которой вы проявили себя мастером. Проделайте это несколько раз, оставайтесь в расслабленном со-стоянии альфа, чтобы легче проводить визуализацию и отмечать разницу в качестве вызванных вами образов.

Преобразование мастерства

На следующем этапе вы должны перенести параметры образа вашего мастерства на ситуацию, которую вы хотите изменить. Если в образе мастерства картинка была больше и ярче, значит, надо улучшить визуальное изображение желаемого действия. Крайне важно, если представление о желаемом действии не "ас-социированное" (то есть вы воспринимаете ситуацию со стороны, не участвуете в ней), а в образе мастерства действуете вы сами, произвести это принципиальное изменение и ввести себя в картину. Проверьте и отрегулируйте все возможные варианты изображения и проведите необходимые изменения в соответствии с образом вашего мастерства. Когда все это будет сделано, постарайтесь заново вообразить, как занимаетесь избранным делом, и испытать то же чувство, которое связано в ваших воспоминаниях с ощущением успеха и удачи в том деле, где вы проявили себя мастером.

Существует еще один важный элемент, который вы при желании можете добавить. Что, если ваше воспоминание о совершенстве не слишком ясное, особенно в сравнении с тем, как выглядят в вашем восприятии другие люди? Точно так же, как вы проводите визуализацию собственного удачного опыта, вы можете представить кого-то другого, даже суперпрофессионала, которого вы видели по телевизору и никогда не встречали наяву, занимающегося тем делом, в котором вы тоже имели неплохие результаты. Просто используйте силу своего воображения. В процессе визуализации постарайтесь сделать образ ассоциированным - то есть поместите себя внутрь этого человека, вообразите, что вы и есть этот профессионал, и попробуйте ощутить, как он себя чувствует.

Такая же техника моделирования ситуации может быть применима и к тому делу, в котором вы хотите добиться радикального улучшения. Таким же образом работая с параметрами изображения, вообразите кого-то, блестяще занимающегося избранным вами делом, и снова ассоциируйте себя с этим человеком. Нет сомнения, что "модель" должна быть образцовой для данного занятия. Представление себя в качестве какого-то другого человека дает поразительные результаты, даже если вы не слишком хорошо освоились с техникой визуализации, изменения окажутся вполне ощутимыми.

Эта базовая методика применима и в том случае, когда вам нужно ассоциировать себя с лучшим состоянием ума, настроем на какую-то деятельность. Если вам слишком трудно выявлять параметры возможных вариантов изображения, которые надо поменять, вы можете мысленно обратиться к событиям, которые вызывают у вас совершенно иные чувства. Например, вообразите деятельность, которой вы безумно боитесь, случай, который вспоминать неприятно и тягостно, - и тогда разница в параметрах изображения станет предельно ясной. Изображение, скорее всего, будет смутным, отдаленным, возможно, даже черно-белым - совершенно иным, чем сфокусированный цветной образ вашего мастерства. Именно комбинация возможных вариантов изображения по всем трем основным системам представления заставляет вас вновь бояться даже самой мысли о том, чтобы вернуться к неприятному делу. Изменение параметров означает перемену ваших ощущений, а следовательно - и образа действий. Содержание - деятельность или навык сами по себе - никак не влияет на ваши ощущения. Причина в наших уникальных, глубоко личных ассоциациях, связанных с конкретной деятельностью, человеком, местом или воспоминанием, которые определяют наши чувства по данному поводу - наше состояние - и то, в чем мы убеждены относительно самих себя в данной ситуации. Таким образом, главная причина различий в наших результатах в том или ином виде деятельности, в каких-то навыках заключается в разнице восприятия этого дела, иначе говоря, в образе наших мыслей в большей мере, чем в содержании навыка или вида деятельности.

Если вам легко удается распознать разницу между параметрами возможных вариантов изображения, когда вы переходите от одной визуализации к другой, значит, вы в состоянии без труда управлять своим поведением, для начала достигая мастерства в тех областях жизни, в которых вы и так себя вполне уверенно чувствуете, а затем создавая успех в других сферах деятельности. Вам будет удобнее практиковаться в новой системе управления своим поведением, если вы будете двигаться шаг за шагом в соответствии с описанными методами. Например, если вам приходится регулярно выступать перед аудиторией или представлять ежемесячные отчеты, вам будет легко начать тренироваться в визуализации именно в данной знакомой вам сфере. Затем вы сможете перейти к более глобальным переменам. Итак, применяйте все описанные методы на практике немедленно, не позволяйте своей жизни идти, как придется.

Стратегии мастерства

Один из факторов мастерства, который мы определили в начале страницы, заключается в способности воспроизводить стратегию поведения выдающихся людей. Компоненты любой стратегии мышления - это пять чувств, возможности, на которых построена методика НЛП, которые позволяют нам находить различия между людьми, а также между нашим собственным поведением и действиями окружающих. Но, определив действие всех возможностей, а затем выявив все возможные варианты действий, мы не должны забывать и о необходимости установить последовательность этих действий. Этот порядок является критичным для достижения успеха за счет построения правильной стратегии. То же относится и к словам, которые мы используем. Фразы "Коробка в руке" и "Рука в коробке" имеют совершенно разное значение, хотя все различие фраз состоит в синтаксисе, или порядке слов.

Полезной аналогией может стать кулинария. Вы можете иметь все ингредиенты в правильной пропорции, но пока вы не соедините их и не выполните все действия в правильной последовательности и надлежащим образом, вы не получите готовое блюдо. Именно поэтому НЛП уделяет особое внимание стратегии людей, достигших успеха, причем и внешней (что они делали и в каком порядке), и внутренней (как они думали, в каком порядке протекал процесс мышления). В данном случае мы говорим о том, как мастерство связано со стратегией. Когда речь идет об одном и том же человеке, повторение стратегии неизменно приводит к достижению тех же результатов. Когда же мастерское поведение моделируется или воспроизводится кем-то другим, можно рассчитывать на сходные результаты. Итак, для начала мы должны выявить стратегию успеха на достаточно детализированном уровне, а затем использовать ее для изменения нашего собственного поведения, в таком случае мы вправе рассчитывать на результаты.

Эта концепция производит настоящую революцию в области саморазвития. Мастер мог потратить долгие годы, чтобы достичь своего уровня совершенства, вне зависимости от внутренних стратегий, которые он или она применяли за это время. Но если мы моделируем его, чтобы достичь сходных результатов, мы экономим годы тяжкого труда и "усердия". Возможно, потребуется некоторое время для достижения физического соответствия, координации движений или формирования других условий, в зависимости от характера того или иного навыка. Но это лишь малая часть того времени, которое уходит на построение стратегии мастерства. А именно эта стратегия является ключом к открытию новых возможностей вашего мозга. Если мастерство это кодовый замок от сокровищницы, вам следует знать правильные цифры и их последовательность. Если вы добились этого, вы в любой момент сможете открыть дверь в сокровищницу. Стратегия - это ключ к мастерству, которое обеспечит вам получение того, что вы хотите.

У всех нас есть свои стратегии, которые осуществляются на автоматическом уровне. Крайне редко люди задаются вопросом о своих действиях во время достижения выдающихся результатов. Даже рассуждая вслух о том, как это произошло, они не всегда точно могут описать весь процесс (систему представлений и ее возможные параметры), не всегда осознают, какие именно ингредиенты и в какой последовательности использовали, то есть какова была их стратегия. Но секреты этих кодовых замков можно раскрыть. Однако в некоторых делах, например в правописании, знание стратегии дает ощутимые преимущества. Уже доказано, что в некоторых видах деятельности, а правописание, знание орфографии - один из них, надо следовать стандартным образцам. Другими словами, все знатоки орфографии следуют базовой стратегии, и любой, принимающий данную стратегию, улучшает свое правописание.

Стратегия мастерства в правописании

Итак, в чем же заключаются открытия НЛП в области правописания? Секрет хорошего правописания заключается в способности хранить слова в визуальной памяти. Навык не основан на кинестетике и не рассчитан на "ощущение" каждого слова, однако, как мы увидим в дальнейшем, осязание все-таки составит часть процесса. Кто-то может предположить, что правильно писать слова будет тот, кто часто их произносит, поскольку мы зачастую стремимся произносить слова так, как их пишем. Но существует огромное количество слов, написание которых резко отличается от звучания, так что ориентация на слух скорее приведет к дополнительным ошибкам, чем поможет. На самом деле наилучший способ запомнить написание слов - это визуализировать их, представить их мысленным взором немного вверх и влево от вашего лица и на некоторое время удержать картинку. Когда вы снова встретите это слово, оно будет "выглядеть правильно" или "ощущаться правильно", а в случае неверного написания - "выглядеть неправильно" или "ощущаться неправильно". Все люди, обладающие особенной орфографической грамотностью, так или иначе, используют этот прием, например, поднимая чуть-чуть голову, когда вспоминают образ слова, и, опуская ее, когда возникает ощущение правильного написания.

Данная стратегия визуализации проверялась в ходе исследования на студентах университета Монктона в Нью-Брунсвике, Канада, причем использовались абсурдные слова, которые студенты заведомо не могли ранее видеть. Немедленное улучшение показателей на 20 процентов было достигнуто, когда студентов попросили при визуализации смотреть немного вверх и влево, но только 10 процентов - у тех, кому предложили провести визуализацию, но не указали, в какую сторону смотреть. Те же, кто запоминал слова произвольным образом, не изменили своих показателей. Интересно и то, что группа студентов, которых попросили при визуализации смотреть вниз и вправо (кинестетическая позиция зрения), ухудшили свои показатели. Очень эффективной оказалась подобная стратегия при обучении детей, страдающих дислексией.

Если вы хотите улучшить свою орфографическую грамотность, можете выполнить следующее упражнение:
Для начала подумайте о чем-нибудь знакомом и приятном.
Затем на несколько секунд взгляните на слово, которое вы хотите запомнить.
Теперь посмотрите в сторону - немного вверх и влево, представьте слово как можно отчетливее перед мысленным взором.
Снова посмотрите на слово, отметьте, какие буквы вы пропустили или заменили, и повторите процесс, пока вы не сможете представить полностью и правильно данное слово.
Чтобы проверить себя, сделайте небольшой перерыв, восстановите мысленный образ слова и запишите его.
Теперь снова посмотрите на слово и запишите его от конца к началу. Это укрепит вас в уверенности, что вы учитесь в соответствии с самой лучшей, визуальной стратегией (обучаясь фонетически, вы не смогли бы записать слово в обратном порядке букв).

Используя эту базовую стратегию, вы сможете в дальнейшем развить свои собственные приемы более быстрого запоминания. Не забывайте о методах работы с параметрами изображения, это повысит эффективность методики. Например, возможно, вы захотите представить слова в вашем любимом цвете, или написанные особым шрифтом, или ярким маркером, может быть, даже неоновыми огнями. Особое внимание следует уделять сложным словам, чтобы они крепко вошли в вашу память. Возможно, вам будет удобно расположить слова на каком-то фоне - скажем, на стене комнаты. Можно разбить длинное слово на небольшие вагончики по три-четыре буквы в каждом.

Попробуйте поработать так с каким-нибудь особым словом, которое явно стоит разделить на части. Возьмем, для примера, слово "пирометаморфизм". Для начала разделим его, может быть, так: пиро-мета-мор-физм.

Итак, у нас получилось четыре вагончика. При первом взгляде на слово будьте сосредоточенны и внимательны. Представляя слово в воображении, старайтесь увидеть его именно так, как вы его записали. Не заботьтесь о произношении. Стратегия направлена на орфографию. Разделив длинное слово, вы запоминаете ряд из четырех коротких простых слов. Не забывайте в конце упражнения по памяти написать слово от конца к началу.

Если вы будете использовать базовую стратегию так, как я ее описал, вы сможете запомнить написание данного слова меньше чем за минуту, и не исключено, что за считанные секунды. Если вы вернетесь к нему через полчаса или час, вы сможете более или менее быстро воспроизвести слово. Если это не получится, повторите упражнение с самого начала, сделайте еще один перерыв и попробуйте еще раз, попозже. На деле, вы на всю жизнь запомните слово "пирометаморфизм" и сможете записать его в любом направлении!

Успешная стратегия работает на каждого, кто решил ею воспользоваться. В случае с правописанием слов, длинных или коротких, описанная стратегия является наиболее эффективной. Самые трудные для запоминания слова, в которых большинство людей делает ошибки, как правило, не столь уж длинны, как то, что я только что предложил, так что метод визуализации обеспечит вам быстрое и надежное запоминание орфографии. Если мы снова и снова повторяем одни и те же ошибки (то есть, используем стратегию, которая не работает), произвести изменение в самом себе и превратиться из малограмотного в очень грамотного в орфографическом смысле человека окажется не так уж трудно. Это займет несколько свободных вечеров или выходных дней, а вовсе не годы. Имейте в виду, что, осваивая новую стратегию, мы начинаем постепенно использовать ее все более эффективно и быстро. Если вы настроены скептически, найдите в словаре самое трудное, на ваш взгляд, слово и выучите его написание, проверьте себя через любой интервал времени, и вы сами убедитесь в том, что данный метод работает. Развивая новый навык, вы почувствуете, что значит быть мастером в орфографии. Не исключено, что это изменит ваш внутренний имидж и подтолкнет вас к новым успехам в других видах деятельности.

Другие стратегии мастерства

Другие стратегии могут быть применены в других важных областях, таких как память и творчество. Люди, имеющие необыкновенную память, вне сомнения используют в своей стратегии механизмы визуального воображения, как это делают и те, кто обладает отличной орфографической грамотностью. Написано множество книг об улучшении памяти, я не буду пытаться сказать нечто новое по данной теме. Но достаточно отметить, что значительная часть базовых стратегий обладает широким полем применения и приносит быстрые и ощутимые улучшения, вне зависимости от индивидуальных особенностей людей.

Другой повторяющийся фактор в моделировании мастерства - это способность в высокой степени использовать все системы представлений и переключаться с одной на другую. Таким образом, в частности, осуществляется улучшение памяти за счет комбинирования разных сторон восприятия (способности видеть, слышать и осязать происходящее), благодаря чему воспоминание прочно запечатлевается в мозгу. Например, музыкальное мастерство в значительной степени опирается на слуховые способности. Но некоторые аспекты данного вида деятельности связаны и с визуальным восприятием, а без осязания также невозможно достичь всей полноты ощущений и переживаний. Реальные воспоминания, безусловно, являются много-сторонними, вы не можете вспомнить что-то так, словно вы были слепы или глухи, привязаны всего лишь к одному или двум органам чувств. Каким бы ни было ваше мыслительное предпочтение, вам придется развивать все основные каналы восприятия, если вы хотите освоить по-настоящему эффективные стратегии успеха и обладать умением воспроизводить модели мышления и поведения, разработанные другими людьми.

Во многих случаях стратегии мастерства являются более индивидуальными. Два "мастера" могут использовать весьма разные системы, во многом опираясь на собственные предпочтения. Так что вы можете выбирать наиболее удобную для вас модель. Самое важное - достигать лучшего, обучаясь наилучшим способам действия, а не пытаться найти единственную стратегию, применимую ко всем случаям.

Мне было чрезвычайно приятно научиться стратегии действия одного молодого человека, который заявил, что он по-настоящему хорошо умеет делать только одно: просыпаясь утром, ощущать себя на вершине мира и готовым к любому повороту событий. Ветераны позитивного мышления внимательно слушали рассказ о каждом этапе его стратегии. Обнаружилось, что первое, что с этим молодым человеком происходит, - это звуки, будь то птицы или машины. В этот момент он продолжает лежать в постели с закрытыми глазами. Он в общих чертах визуа-лизирует все события предстоящего дня, но сосредоточивается на каком-то одном, которое кажется ему наиболее приятным, - кстати, он увлеченный велосипедист и пловец и просто обожает эти занятия. Он мысленно проживает самое привлекательное событие наступающего дня, пока не наступает момент, когда он уже не может оставаться в постели, потому что ожидание удовольствия заставляет его вскочить на ноги - даже если желанное событие намечено на самый конец дня. Встает он, лишь когда его тело полностью готово к движению - что происходит в результате визуализации, - следовательно первое ощущение, охватывающее молодого человека, - чувство радости и предвкушения счастья.

Одна из слушавших его с завистью спросила, а что если в течение дня не ожидается ничего такого, что способно привести его в восторг и настроить на счастливое состояние ума. Ответ его был наивным и прагматичным, но для НЛП он подходит просто как образец правильного подхода. Такого не случается, он всегда планирует в течение дня сделать что-нибудь приятное и мотивирующее, причем придумывает это занятие еще до того, как встанет с постели. Вероятно, утренняя тоска не является непременным генетически запрограммированным настроением, а всего лишь результатом неправильной стратегии. Не менее эффективной может оказаться стратегия засыпания или продуктивной работы в середине дня.

Кодирование стратегий мастерства

Устанавливая основную схему, базирующуюся на трех главных чувствах (зрении, слухе и осязании), НЛП способно выразить  любую стратегию в простой и понятной форме, приемлемой для любой ситуации. Помимо основных систем восприятия как таковых, мы должны также знать, является ли конкретное чувство внешним (чувствованием "реальных" явлений и предметов) или внутренним (внутренним образом этих чувств). Итак, ВР означает визуальное "реальное" (внешнее), которое может обозначать, например, часть вашей стратегии, включающую наблюдение за тем, что сказал другой человек, занятия спортом или урок вязания. ВВ означает визуальное внутреннее, то есть внутренний образ, скажем, то, как вы воспринимаете слова, обучаясь их правильному написанию. СР означает слуховое реальное и СВ слуховое внутреннее, а для внутреннего диалога - СВД. КР означает кинестетическое реальное ощущение, включая книгу в руках и головную боль, a KB, когда вы представляете себе, что гладите кошку или летаете. Как я говорил, уникальной стратегию делает синтаксис, или последовательность различных форм восприятия. Стратегия утреннего пробуждения нашего счастливого молодого велосипедиста, направленная на великолепное самочувствие, может быть записана так: СР ВВ KB, то есть слуховое реальное, внешнее ощущение - пение птиц или уличный шум, затем визуальное внутреннее - просмотр предстоящих событий дня с закрытыми глазами, и кинестетическое внутреннее - проживание ожидаемого приятного события, включая воду, в которой он будет плавать, или ветер в лицо во время езды на велосипеде. Возможно, в середине стоит добавить также СВ, поскольку он иногда мысленно читает вслух список дел, а для создания финальной объемной визуализации ему могут потребоваться все три чувства, тогда третий этап будет состоять из ВР ВВ KB, то есть полный многосторонний образ события.

Попробуйте определить и закодировать собственную стратегию.

Возможно, вы захотите включить в нее мотивацию - что может сильно мотивировать вас? Прослушивание речи киногероя или слова одного из ваших друзей? Некоторые люди находят весьма стимулирующей музыку. А может быть, это нечто увиденное вами, прочитанное, запомнившееся из фильма? Что произойдет дальше? Что послужило причиной события? Или у вас возникает сходное чувство или образ цели, который мотивирует вас начать действовать? Старайтесь выявлять и подобные образы-стимулы, когда будете изучать стратегии своего поведения. Неплохо было бы определить свои стратегии страха, одиночества, подавленности и других знакомых вам состояний - все мы отлично знаем такие переживания, которые возникают порой совершенно беспричинно. Но главное, обязательно изучите стратегию своего наиболее удачного поведения, своего мастерства, даже не сопоставляя его с внешней моделью, в любом случае это поможет вам улучшать стратегии вашего поведения.

Идентификация детализированных стратегий мастерства

Существуют универсальные прикладные стратегии мастерства для конкретных навыков и умений, например для достижения орфографической грамотности. Но на более глубоком уровне можно узнать еще много нового о подобных стратегиях. Изучая, что делает человека грамотным (всегда), как мы выявляем саму стратегию его мастерства?

Зная, что визуализация является наиболее эффективной системой восприятия и представления, мы можем предположить, какие возможные варианты образа, или детализированные стратегии, использует настоящий мастер. Мы раскрываем их, действуя так же, как это делали создатели теории НЛП, - выискивая совершенство, где только удается его найти, и моделируя его и внешне, и внутренне. Все виды деятельности, будь то правописание, спортивная стрельба, приготовление обеда на восемь персон, доступны изучению и описанию с точки зрения детализированных стратегий.

В случае со счастливым молодым человеком, который радостно начинает каждый день, например, нам нужно знать конкретные параметры его образов и синтаксис (порядок) исполнения частей его стратегии.

Что происходит сразу после того, как он слышит первые звуки окружающего мира?

Вслушивается ли он в них, пытается ли определить?

Есть ли внутренние звуки или внутренний диалог?

Каким оказывается следующий за этим внутренний образ?

С чего начинается процесс - со страницы ежедневника или просто с листка бумаги с перечнем дел на день?

Как возникает образ расписания на день - это звуки, произнесенные слова или просто картинка?

Приходит ли список дел на день в хронологической последовательности или в очередности, зависящей от степени ожидаемого удовольствия или неприязни, или по порядку важности?

Каковы конкретные параметры визуализируемого образа (он большой, маленький, ассоциированный, диссоциированный, ясный, смутный, цветной или черно-белый)?

В частности, чем отличается главный мотивирующий образ от остальных визуализаций?

Может ли он, например, сделать событие (скажем, поездку на велосипеде или встречу с друзьями) мотивирующим так же, преднамеренно, как он создает образ?

Являются ли кинестетические параметры внешними или внутренними?

Вмешиваются ли в процесс другие внешние звуки или он уже не обращает на них внимания после первого впечатления, разбудившего его?

Как долго продолжается этот процесс каждое утро?

Подобные простые вопросы могут прояснить даже наиболее сложную и искусную стратегию. Чем больше подробностей мы получаем, тем легче нам будет моделировать эту стратегию и тем больше наши шансы освоить новое состояние или навык.

Навыки в оперировании числами относятся к той же категории, что и правописание, поскольку тоже основаны на привлечении визуальных образов для стимуляции умственного процесса. Но и этот предмет может включать в себя множество вариаций и увлекательных конкретных детализированных индивидуальных стратегий. Один из участников моего семинара, увлеченный счетом в уме, описывал мне, "как он это делает". Он видел все числа как маленькие неоновые лампочки где-то вверху и слева. У каждого числа был свой цвет: яркий и заметный у "простых" однозначных и двузначных чисел, более тусклый и непонятный у "трудных" чисел. Хотя его описание выглядит весьма странным, оно является явным примером привычной, хорошо освоенной человеком стратегии, которая ему самому кажется легкой и элементарной, которой кто угодно может научиться. Моделирование мастерства - это один из наиболее заметных вкладов НЛП в развитие человеческого совершенства. И нет на свете такого вида деятельности, в котором данная методика не может принести пользу.

Метод якоря

Метод якоря - еще один способ применения идей НЛП, который может дополнить описанные выше упражнения по овладению стратегиями мастерства; он обладает огромным потенциальным влиянием на человеческое поведение.

Как вы уже знаете, состояния ума быстро меняются, обычно под влиянием каких-то внешних стимулов. Например, звук колокола может вызвать настроение, чувства, ассоциирующиеся с окончанием уроков в школе, пожаром или церковной службой. Звонок в дверь может предвещать радость или несчастье, в зависимости от того, чего вы ожидаете. В НЛП стимул, который связан с определенным физиологическим состоянием, называют якорем. Теперь, когда вы хорошо знакомы с системой восприятия и представления, вы можете вообразить и вспомнить множество якорей, действующих на все пять чувств. Запах может вызвать воспоминания детства, фотография, мелодия, звук голоса - все это способно спровоцировать целый поток ассоциаций. Якоря настолько обычны и широко распространены, что мы даже не замечаем их существования или, что более важно, их постоянное воздействие на наше состояние - перемены настроений, физиологические изменения, которые зачастую происходят мгновенно. Реклама постоянно использует якоря - название сортов продукции, запоминающиеся мелодии, образы или символы и т. п. Как это бывает со всеми характеристиками нашего мышления, якоря полезны для выживания - красный сигнал заставляет нас остановиться, запах дыма предупреждает о пожаре. Но многие из якорей существуют для нас на подсознательном уровне, причем немалое число их давно утратило свою полезность. Научившись создавать новые якоря, мы заставляем это автоматическое мышление работать для нас.

Создание якорей

Давайте подумаем о каком-нибудь простом якоре, или спусковом механизме, помогающем нам достичь определенного состояния. Несмотря на то, что якоря могут основываться на всех пяти чувствах, три главных - зрение, слух и осязание - наиболее просты для изучения и освоения этого феномена. Например, визуальный образ красного света является общеизвестным сигналом к остановке, вызывая ассоциацию с уличным движением.

Слуховые якоря встречаются повсюду, особое значение имеют определенные слова, сам звук слов. Когда вы говорите себе: "Спокойно!", это действительно оказывает успокаивающее воздействие, стимулируя мыслительную реакцию, которая приводит к реальному успокоению. Вам даже не нужно вслушиваться в слова, как не надо задумываться о значении красного света. Срабатывает внутреннее чувство. Если вам приходилось сжимать руки от восторга, это типичный пример кинестетической реакции, осязательной формы якоря. Когда вы видите спортсмена, который совершает собственный ритуал жестов перед началом соревнования, вы видели обилие кинестетических якорей, которые используются определенной категорией людей.

Поскольку мы можем использовать якоря, чтобы достичь определенного состояния ума, мы должны выбрать такие якоря, которые не будут бросаться в глаза окружающим, останутся скрытыми. (Хотя битье кулаками в грудь на манер гориллы, может быть, и помогает вам почувствовать специфическое состояние, подобная реакция, скорее всего, повредит вам в глазах окружающих, которые едва ли придут в восторг от столь экспрессивных действий.) Ваши якоря должны также быть уникальными с точки зрения предназначения. Это означает, что не стоит выбирать в качестве якоря действие, которое вы совершаете множество раз в течение дня. Так, например, поднятие вверх большого пальца или знак "V", показанный с помощью указательного и среднего пальцев, возможно, идеально соответствуют чувству торжества, победы, одобрительной реакции, но не имеют конкретной привязки к определенному настроению и состоянию ума, не уникальны.

Итак, давайте обдумаем три спусковых механизма, по одному для каждого из основных чувств. Визуальным якорем может стать любой образ, который поможет вам вспомнить и пережить специфичное состояние, - возможно, это будет какой-то объект из вашей визуализации мастерства. Слуховым якорем может быть слово, скажем то, которое наиболее точно соответствует избранному состоянию, - уверенность или спокойствие. Кинестетическим якорем может стать определенный жест, прикосновение, например, касание большим пальцем среднего или безымянного - это и незаметно со стороны, и вполне уникально. Но это может быть и покачивание носком левой ноги или поглаживание задней части шеи.

Чтобы заставить эти якоря работать, надо вернуться к визуализации мастерства, достичь предельной точки, когда все параметры образа станут отчетливыми и реальными, когда вы в полной мере ощутите искомое состояние. Когда вам удастся остро почувствовать нужное состояние, включите все три якоря - одновременно или в быстрой последовательности. Скажите слово или слова, представьте визуальный образ, сделайте избранное вами движение. Теперь эти три якоря связаны с необходимым вам состоянием и ощущением мастерства. Если вы не вполне уверены в прочности этой связи или в том, что переживание во время визуализации было достаточно живым и ярким, вы можете повторить упражнение. Повторная визуализация в комбинации с якорями укрепит связи между ними и определенным состоянием ума.

Представление будущего события

Теперь давайте воспользуемся данным методом на практике. Подумайте, в какой из предстоящих ситуаций вам может потребоваться избранное состояние ума и ощущение мастерства.

Проведем мысленную репетицию события, это можно назвать "представление будущего", с таким термином мы уже встречались. Визуализируйте действие, которое вы предполагаете улучшить, но теперь уделите особое внимание тому, какие механизмы запускают чувства неуверенности, страха, ощущение собственного несовершенства или что-то подобное, парализующее вас в момент выполнения действия. Это может быть момент выхода на сцену, шаг в кабинет начальника, звук голоса определенного человека, начало презентации - что бы то ни было, это обычно момент непосредственно перед началом действия, который выбивает вас из уравновешенного состояния. Определив механизм, запускающий нежелательное состояние (это и есть уже существующий, многократно срабатывавший негативный якорь), вы должны повторить визуализацию, но включить в нее свои три новых якоря, которые мгновенно изменят ваше состояние к лучшему.

Попробуйте сделать это несколько раз. Возможно, перемены в ваших эмоциях произойдут мгновенно, как только вступят в силу ассоциации с позитивным, уверенным и спокойным состоянием ума, сильным внутренним образом. Если вы выполняете это упражнение вместе с другом или кем-то из близких, они, наверное, отметят изменения вашего физического состояния, вашей физиологии, которые последуют за переменой состояния ума. Не исключено, что вы захотите провести несколько экспериментов, меняя последовательность включения новых якорей или запустив их все вместе, а не по одному. Возможно, вы обнаружите, что одного из них (например, кинестетического) вполне достаточно, чтобы мгновенно переменить ваше состояние.

На заключительном этапе, конечно же, надо перейти от мысленной репетиции к непосредственному действию. Найдите для себя возможность применить новый якорь или группу якорей на практике. В момент, когда вы почувствуете, что сработал негативный спусковой механизм, включайте новые якоря и наслаждайтесь тем состоянием ума, которое вы самостоятельно выбрали. Совершенствуйтесь во всем, что вы делаете, и наблюдайте за происходящими переменами.

Благодаря скорости, с которой он срабатывает, метод якоря считается одним из самых мощных личностных навыков. А поскольку вы имеете дело с долгосрочными моделями поведения, влияние метода может оказаться поразительным, если вы будете применять его взвешенно и умеренно, постепенно совершенствуя свои внутренние, субъективные навыки параллельно с внешними, объективными, - таким образом, вы будете последовательно и неуклонно продвигаться к успеху. Особенно полезны якоря, когда вам надо внезапно привлечь определенные дополнительные ресурсы. В таких ситуациях требуется компенсировать действие негативного спускового механизма, который предупреждает вас о возможных проблемах. Поскольку вы уже неоднократно репетировали стратегию мастерства и создали новые позитивные якоря, вы просто можете включить их в критический момент и достичь комфортного и продуктивного состояния ума.

Якоря ресурсов

Так называемые якоря ресурсов относятся к той группе якорей, которая связана с различными эмоциональными ресурсами, такими как уверенность, спокойствие, творческое настроение, доброжелательность и т. п. Чтобы воспользоваться всем этим, вы должны вызвать и "проиграть" в уме различные ситуации, когда вы достигали именно такого, желаемого состояния ума, и закрепить за каждым состоянием определенные специфичные якоря. Впоследствии вы сможете в нужный момент обращаться за необходимым эмоциональным ресурсом с помощью связанного с ним якоря.

В состав НЛП входят и другие методики использования якорей. Некоторые из них применяются для избавления от серьезных фобий, однако для начала вам следует овладеть базовыми приемами данного метода и научиться применять их на практике. Многие из приемов метода якоря больше подходят для  терапевтических сеансов при работе со специалистом, а не для домашних условий. Но на сегодня вы приобрели уже широкий ассортимент методик и технических приемов, чтобы производить фундаментальные перемены в самом себе, взять под контроль собственную жизнь, открыть новые варианты выбора и получить дополнительные шансы иметь то, что вы хотите.

Назад

Далее



загрузка...

 

© money-magic.ru 2009