Мы Вконтакте

Мы в Одноклассниках

ПОДПИСАТЬСЯ НА РАССЫЛКУ

Поиск по сайту



НЛП. Ваша внутренняя команда E-mail

Ваша внутренняя команда

Возможно, вам знаком внутренний голос или чувство, которое оказывает мощное влияние на многие аспекты вашей жизни. Иногда этот голос может быть вашим другом, подбадривая вас и вдохновляя на действие, но зачастую он слишком критичен, он выражает сомнения в способностях и подавляет природный инстинкт, который твердит: "Я могу сделать это". Часть вашего внутреннего "Я" может внезапно испытывать симпатию или антипатию к человеку, которого вы только что встретили, хотя вы не осознаете причин этого импульсивного чувства. Обычно мы характеризуем такой тип реакции, как "химическую", как способность "кишками" или "нутром" чувствовать. Как мы уже выяснили на страничке "Вера в себя", мы зачастую обладаем конфликтующими между собой убеждениями, которые основываются на разного рода внутренних и внешних влияниях, и даже наш собственный внутренний имидж нередко оказывается противоречивым. А потому, пытаясь достичь своих целей, мы испытываем настоящую атаку разноречивых частей нашего "Я", составляющих внутреннюю, крайне влиятельную "команду", которая может помочь или помешать нам в том, что мы пытаемся делать.

 

Множественные личности

Когда, работая над страничкой "Вера в себя", вы выполняли упражнение по определению внутреннего имиджа, записывая его параметры недоминантной рукой, Вы, несомненно, включили в перечень несколько определений, противоречащих друг другу, словно разные люди выразили себя, также сработали и две части вашего интеллекта - сознательная и подсознательная.

Например, "нестандартная личность", по определению до-минантной руки, в заметках, сделанных недоминантной, оказывалась "надменной", а "сдержанный" - "лживым", в соответствии с более откровенным и непосредственным определением правого полушария. Но зачастую определения, записанные недоминантной рукой, вообще являлись противоположными по смыслу тем, что были зафиксированы рукой доминантной. Например, "общительный" контрастировало с "закрытый", а "организованный" - с "безалаберный".

Эти различия в определениях, абсолютно противоречивые, представляют разные стороны наших мнений о себе. В дальнейшем развитии кратких определений в виде фраз (с помощью той же недоминантной руки) выявлялось, что мы описываем себя в различных ситуациях или в разное время, а порой даже обращаемся к каким-то давним суждениям о самих себе, которые неактуальны, но все еще продолжают влиять на наш внутренний имидж.

Например, одно слово может отражать внутренний имидж в контексте работы, а противоположное - наше представление о себе в семейной ситуации или в общении с друзьями. Мы можем считать себя артистичными, спонтанными и действительно иногда бываем такими, но в то же время оценивать себя как человека практичного и сдержанного, что тоже соответствует реальности в некоторых ситуациях. Данная методика позволяет раскрыть многие разные ракурсы нашего взгляда на самих себя, а также отражает множественные личности, существующие внутри нас и время от времени дающие о себе знать в поступках и реакциях.

Сама идея множественных личностей еще недавно казалась нелепой, но сегодня со всей очевидностью можно говорить о сосуществовании различных "разумов" в каждом из нас. Исследование мозга, проведенное Роджером Сперри на людях, прошедших операцию по разъединению полушарий, утвердило то, что называют теорией двух разумов, которая в дальнейшем находит подтверждение в наших современных знаниях о принципиальных различиях в работе левого и правого полушарий головного мозга. Таким образом, пока лексически мыслящее левое полушарие исходит из набора параметров внутреннего имиджа и считает, что мы организованные, общительные, прекрасно решаем проблемы, принимаем решения и критически оцениваем самих себя и ситуации, мыслящее целостными образами правое полушарие выражает характеристики того же внутреннего имиджа, связанные с творческими способностями, умением общаться и выражать свои переживания и ощущения и тем, как мы себя чувствуем. Некоторые из данных аспектов нашего процесса мышления, чувствования и убеждений настолько различны, что они принимают вид внутренней команды, состоящей из различных личностей. На разных уровнях они становятся частью всего, что мы думаем, говорим, делаем и получаем в качестве результата.

Каждый из нас может припомнить времена, когда мы были высоко организованными, логичными, держали ситуацию под контролем, и те времена, когда мы были безалаберными, действовали инстинктивно и спонтанно, словно малые дети.

И хотя порой эта "команда" кажется совершенно неуправляемой, создающей массу конфликтов, мешающих нам последовательно продвигаться к своим целям, на самом деле все эти аспекты личности остаются союзниками. Все они исключительно благонамеренны! Какие-то части нашего "Я" выражают себя в каждом нашем действии, даже если это входит в очевидный конфликт с другими частями, и, как правило, все это нами не осознается. ("Каким бы ни было поведение человека, им всегда движет позитивное намерение" - с этим утверждением мы уже познакомились на странице "Факторы успеха") Мы также сталкивались с этой проблемой, когда, работая над страницей "Устанавливание перед собой цели", пытались установить цели и вынуждены были заняться проверкой.

Возможно, вы обнаружили, что некоторые из ваших целей противоречат другим, поскольку одна из них соответствует желаниям одной внутренней личности, а другая - желаниям другой личности. Одна цель может быть связана с безопасностью и стабильностью, в то время как другая предполагает перемены и неопределенность. Все это не так уж трудно преодолеть, если ваши действия будут согласованны и подчинены осознанным целям.

Тщательно обдумывая возможные последствия достижения каждой цели, и разрабатывая компромиссы, внося поправки, вы принимаете во внимание все факторы. Теперь пришло время получше разобраться с нашей внутренней "командой", чтобы соглашения, которые мы с ней будем заключать, не имели в конечном счете негативного воздействия на нашу жизнь, а сама "команда" стала нашим мощным внутренним позитивным ресурсом.

Ваш внутренний критик

Тимоти Галлауэй, один из ведущих британских теннисистов, тренер, написал, как уже упоминалось, замечательную книгу "Внутренняя игра в теннис", а позднее другую - "Внутренняя игра в гольф". Его тренерские методы оказались весьма эффективными в обеих играх в связи с его глубоким пониманием важной роли; мыслительных процессов. Он не был удовлетворен успехами своих учеников-теннисистов, которые были не способны справляться с потоком полезных советов. Затем, благодаря чистой случайности, он обнаружил, что, если они просто несколько раз смотрят, как он сам выполняет удар, а затем копируют его, не получая; никаких указаний и не выслушивая критических замечаний, они: достигают больших успехов, чем при подробном теоретическом инструктировании. И относится это и к новичкам, и к опытным игрокам. Оказалось, что, если игроки сознательно думают о том, что они делают, они действуют хуже, чем когда они не "думают", а просто делают, или копируют, точно так же, как обучаются игре дети. А потому он свел количество инструкций до абсолютного минимума, и результаты его тренировок стали стремительно улучшаться.

Он установил, что внутри каждого из нас существует свой эквивалент инструктора или критик, который постоянно подсказывает нам, что мы должны делать. "Смотри на ноги", "Немного медленнее", "Теперь быстрее", "Смотри на мяч", "Следи за дыханием". И этот внутренний критик, как и внешний, оказывает огромное влияние на результаты. Галлауэй обнаружил два внутренних "Я", проявляющихся в работе. "Я" № 1 - это знающий, благонамеренный, но весьма суровый критик, который по-стоянно вмешивается, а "Я" № 2 - природный теннисист, который, оставаясь наедине с самим собой, может вести игру с природным, инстинктивным талантом. "Я" № 1 считает себя экспертом, хотя таковым не является. "Я" № 2 - естественный, уверенный игрок, который наслаждается игрой, но его часто сбивает с толку и подводит мудрое и красноречивое "Я" № 1. Используя ряд приемов, можно устранить или резко снизить вмешательство "Я" № 1, чтобы помочь "Я" № 2 спокойно и успешно играть в теннис. Благодаря этому Галлауэй добился потрясающих результатов. Затем он попробовал применить ту же самую методику мыслительных упражнений к игре в гольф, подтвердив эффективность системы своим собственным невероятно быстрым продвижением в игре от уровня новичка к уверенному мастерству.

Два внутренних "Я", обнаруженных Галлауэем (не имевшим никаких специальных знаний о работе мозга и важных открытиях последних лет), - это, конечно, те же самые различные два "разума", выявленные Нобелевским лауреатом Роджером Сперри при исследовании людей с хирургически разъединенными полушариями. Критичное "Я" № 1 - это логическое, лексически мыслящее левое полушарие, а естественное, действующее, похожее на ребенка, бессловесное "Я" № 2 соответствует правому полушарию.

Но этот внутренний критик проявляет себя не только в спорте. Зачастую наш внутренний голос буквально засыпает нас критическими замечаниями по каждому поводу: "Ты никогда раньше этого не делал", "Будь осторожен", "Что подумает такой-то и такой-то?", "А подумал ли ты о...?". Иногда наш внутренний диалог поддерживает уверенность ("Давай, ты сможешь сделать это" или "Я им покажу") и вдохновляет нас на какие-то дела. Но в большинстве случаев негативные убеждения блокируют наш внутренний потенциал. Зачастую, если нам внезапно приходится выступить со спонтанной речью, мы справляемся с этой задачей лучше, чем долго готовясь к выступлению и составляя массу пометок и предварительных записей. В последнем случае наш внутренний критик имеет предостаточно времени, чтобы советовать, предупреждать, вмешиваться и в итоге довести нас до состояния паники. Вы помните, наверное, модель обучения, о которой мы говорили на странице "Факторы успеха", когда лучшие результаты получаются при неосознаваемом мастерстве. Когда речь идет о "Я" № 2, мы не думаем сознательно, а потому критика не работает. Так зачастую во время управления автомобилем левое полушарие занято прослушиванием радиопрограммы, размышлениями о том, что приготовить на обед, или построением планов, как повести себя при встрече с разъяренным клиен-том. Когда "Я" № 1 погружено в себя, "Я" № 2 спокойно ведет автомобиль из пункта А в пункт Б с помощью "неосознанного мастерства".

Коллега по работе повредил ногу, но из любезности согласился сыграть ранее намеченную партию в гольф с другом. Он чувствовал сильную боль, просто думать не мог ни о чем, кроме своей ноги, в течение всей игры. Он мечтал только о том, чтобы все это поскорее закончилось и он вернулся домой отдыхать. Но, к его величайшему удивлению, он закончил игру с таким высоким счетом, которого еще ни разу не добивался! Не "думая" об игре, поскольку его сознание было занято исключительно больной ногой, он смог достичь наилучших результатов, И хотя мы не можем постоянно манипулировать обстоятельствами таким образом, Тимоти Галлауэй сумел эффективно использовать прием отвлечения сознательной части мозга от игры. Другие спортсмены, общественные деятели и представители шоу-биз-неса развивают собственные приемы освобождения уверенно действующего правого полушария от критичного, рефлективного левополушарного мышления. Такая методика может включать корректировку дыхания, релаксацию (это позволяет избавиться от "делового" мышления, характерного для левого полушария) и особую визуализацию, то есть все то, что используется в рамках НЛП и с чем мы уже познакомились.

Изучить свою внутреннюю команду

Возможно, вы знакомы с тем родом внутренней критики, который описывает Галлауэй, поскольку она составляет существенную часть вашего сознательного, левополушарного мышления. В нас есть много разных частей, однако некоторые из них нам самим мало знакомы, так как действуют они исключительно в области подсознания. Но каждая из этих частей оказывает воздействие на наше поведение. Когда мы сталкиваемся с поступками, казалось бы, не имеющими рационального объяснения, будь то наши собственные или чьи-либо еще действия, мы видим проявления той самой части мышления, которая никогда не работает сознательно и открыто.

Например, хотя нам очень легко представить, что какая-то часть нашего разума жаждет избавления от болей в спине, не так уж просто осознать, что иная его часть хочет сохранить боль - скажем, из-за того, что нас в этот момент окружают дополнительной заботой и вниманием, об этом можно поговорить с родственниками и близкими друзьями, это является причиной, благодаря которой мы можем избежать какой-то неприятной работы, оправдание, чтобы не посещать официальный прием, повод претендовать на самое удобное кресло, отказаться от выноса мусора, кухонных дел и т. д. и т. п. Каждая из названных второстепенных выгод, или преимуществ, будет побуждать нас подсознательно, но весьма эффективно бороться против осознанного желания: "Я хочу избавиться от болей в спине". Подобные намерения могут быть ошибочными, иррациональными или тупыми. Но проблема в том, что они выражены вполне позитивно, так как предполагают получение выгодных или приятных обстоятельств, о которых мечтает какая-то часть нашего разума. Наше естественное стремление к удовольствию и желание избежать боли создают "конфликт", в результате которого мы не можем остановиться и продолжаем делать то, что (сознательно) не хотим делать.

Эти конфликты проявляются во множестве видов, это не только нежелательные привычки и особенности поведения, но и то, как мы реагируем на события, ситуации, задачи, людей, и всевозможные виды повседневных раздражителей. Приведенный пример с болью приложим и к курению, алкоголизму, наркозависимости, перееданию, гневливости, упрямству и любому другому типу поведения, который не может быть рационально выбран или объяснен без учета второстепенных выгод, которые мы подсознательно хотим получить. Неудивительно, что именно эти действия, которые мы не контролируем сознательно, оказывают наибольшее влияние на наши достижения. Для того чтобы изменить эту систему, мы должны быть готовы выявить в самих себе эти части разума, которые мотивируют нежелательное, деструктивное поведение.

Методика НЛП - это именно та система, которая помогает; нам выявить и определить эти части, и найти общее решение для тех, что находятся в конфликте друг с другом. Такие уж мы есть по определению, а потому использование субъективных представлений, образов и ощущений правого полушария, разнообразных приемов воображения оказывается гораздо эффективнее холодной логики. И вы должны быть готовы переключаться время от времени с рационального сознательного мышления на образное и интуитивное.

Части внутренней команды

Далее вам представлена общая система действий по идентификации и управлению различными частями вашего разума. Это типовые для НЛП подходы, которые вы можете адаптировать к своим индивидуальным потребностям.

  1. Расслабьтесь и войдите в состояние альфа, представьте себе удобное, приятное место где-нибудь на открытом воздухе (скажем, на солнечном лугу). Создайте в воображении стол, шесть стульев вокруг него.
  2. Попросите ваше подсознание подумать о двух частях вашего "Я", вместе с которыми вы по-настоящему счастливы, и предложите им занять места гостей за столом. Поприветствуйте своих гостей.
  3. Теперь попросите ваше подсознание представить вам две части вашего "Я", которые вы находите наиболее полезными и практичными, пригласите их также за ваш стол, поблагодарите за то, что они принимают участие в беседе.
  4. Затем попросите ваше подсознание представить вам две части вашего "Я", которые вы особенно не любите и с которыми вы несчастны. Будьте с ними так же любезны, как и с остальными. Теперь попросите всех шестерых гостей представиться и познакомиться друг с другом.
  5. Спросите своих гостей: "Кто из вас испытывает наибольшее непонимание?" И спросите того, кто ответит первым: "Пожалуйста, расскажите нам, в чем состоит ваша позитивная цель - какую особую выгоду вы хотите для меня обеспечить?" Выслушайте ответ и, если хотите, запишите его. Убедитесь, что все остальные поняли и осознали важность того, что пытается сделать для вас данный член команды.
  6. Задайте тот же вопрос остальным пяти участникам беседы: "Кто из оставшихся считает, что его не понимают?" И ответившего спросите: "Пожалуйста, расскажите нам, в чем состоит ваша позитивная цель - какую особую выгоду вы хотите для меня обеспечить?" Выслушайте ответ и снова убедитесь, что все остальные поняли и приняли то, что было сказано.
  7. Повторите процедуру для оставшихся четырех, потом трех частей вашего "Я".
  8. Когда останутся только два участника беседы, которые еще не высказались, попросите обоих, одного за другим, сказать, какую пользу они стремятся вам принести, и на этот раз тоже убедитесь, что все остальные понимают различные вклады, которые привносят другие части вашего "Я".
  9. Пусть стол исчезнет, а все шесть участников беседы возьмутся за руки, вы встанете посередине, радуясь разнообразным дарам и выгодам, которые предоставляет вам каждый из шести. Медленно вернитесь в объективный мир и проанализируйте свое самочувствие.

Эта идея общения с частями вашего "Я" - всего лишь метафора, которая поможет раскрыть некоторые секреты правого полушария. Вы можете заменить предложенный план на какой-то другой сценарий, но сохраните главный принцип данного упражнения. Обратите внимание на особенную важность общего согласия на каждом этапе процесса, на признание каждой частью вашей личности позитивного вклада других ее сторон. Как вы персонифицируете, символизируете или иным образом представите внутренние части, дело ваше. Если каждая из частей обретет свою собственную личную форму, общение между ними буде более легким, чем в случае, если вы решите взаимодействовать абстракциями.

Это упражнение обращено к предельно субъективным правополушарным навыкам и представляет собой простое средство помощи в работе с процессом воображения. Если вы не можете визуализировать часть самого себя, вообразите, какой могла бы быть эта часть, - сделайте вид, что вы все смогли! Назначение данного упражнения в том, чтобы получить любой образ, который будет способствовать установлению внутренних контактов. Если вы не можете представить себе ответ, вообразите, что бы они могли сказать, если бы сумели заговорить. Все эти приемы "что если" вполне приемлемы при работе с субъективной стороной вашего сознания. То, что кажется надуманным и неестественным, вскоре станет вашей второй натурой, когда вы начнете лучше понимать себя и доверять своим способностям общаться внутренне не хуже, чем внешне.

Эти технические приемы могут оказаться весьма вдохновляющими и мотивирующими, особенно если пока вы не слишком уверены в поддержке со стороны вашей внутренней команды. Вы можете взглянуть на "не очень желательные" части своей личности в Новом свете. Вы действительно должны свободнее чувствовать себя наедине с самим собой.

Использовать свою внутреннюю команду

Если вам понравилось это упражнение, вы, возможно, захотите более точно и конкретно определить внутренние части своего "Я". В таком случае вам следует подумать об определенном поведении или привычке, которую вам хотелось бы изменить, - о чем-то, что, по вашему мнению, не приносит вам никаких выгод и без чего вы прекрасно могли бы обойтись. Войдите в состояние альфа и попытайтесь войти в контакт с теми частями своего "Я", которые стараются достичь позитивных результатов для вас, используя данный тип поведения. В дело может быть вовлечена одна часть или несколько. Одна часть может стимулировать определенное поведение, а другие могут возражать против этого (как вы это делаете на сознательном уровне). Воспользуйтесь той же метафорой застолья на свежем воздухе или придумайте свой сценарий для внутреннего общения.

Использование описанного метода может выявить некоторые скрытые намерения, о которых вы не задумывались, как это было в примере с болями в спине. Как только все эти противоречивые цели будут переведены на уровень сознания, вы получите возможность совершать выбор, а не сдаваться на милость привычного поведения, рационального объяснения которому вы не знаете. В свете того, что вы уже узнали, вы можете принять решение продолжать действовать по-прежнему, несмотря на то, что это поведение далеко не идеально. И наоборот, вы можете найти другие способы достичь выгодных для вас результатов, на получение которых было направлено и неприемлемое поведение. Постарайтесь точнее определить различные части вашего "Я", обращаясь к различным примерам своего нежелательного поведения, установок или убеждений.

Поскольку мы знаем, как думают разные части нашего "Я", мы имеем шанс решать любые проблемы и достигать новых, ранее недоступных результатов. Большинство сложных проблем и целей предполагают несколько путей размышления. Например, хотя в том, что мы делаем, может быть, и содержится творческий импульс, конкретный способ действий требует высокой самоорганизации, а на самом деле можно осуществлять то же самое более прагматично и обдуманно. Внутренний критик, обнаруженный Тимоти Галлауэем у обучаемых им теннисистов, в определенных обстоятельствах становится полезным союзником. Многие в итоге испытывают благодарность к родителям, которые удержали их от необдуманных поступков с помощью жесткой и справедливой критики. И наша собственная критическая беседа с самим собой не только подавляет творческие порывы, но зачастую удерживает нас на твердой почве и позволяет не упустить из виду какие-то важные факторы. Абсолютно необходимо осознать огромное значение различных ролей, которые играют внутренние части нашего "Я" для достижения общего результата, недостижимого при действиях поодиночке.

Представьте себе, что вы хотите произвести некоторые принципиальные изменения в своем саду, но имеете весьма ограниченный бюджет и лимит времени. Прежде всего, потребуется творческий настрой и умение визуализировать представления. Затем вам понадобятся серьезные организационные способности, чтобы свести воедино составные части проекта без лишних затрат времени и денег. Но также придется на каждом этапе оставаться самокритичным, порой выступать в качестве прокурора, предвидеть и предвосхищать множество проблем, пока они не проявили себя в полной мере и не вынудили вас избавляться от последствий.

Все три части вашего "Я" должны сыграть свою роль, ни одна из них не сможет успешно действовать в изоляции от остальных. Дело в том, что все эти полезные части личности, которыми мы в той или иной мере обладаем, зачастую работают друг против друга, а не вместе. И творческая сторона личности раздражается ограничениями, налагаемыми внутренним организатором, организатор не может смириться с непредсказуемостью творческих идей, а критик, который постоянно ворчит по поводу обеих других частей, не в состоянии понять, как они обе не видят очевидного. Все эти конфликты мешают вам принимать решения и совершать поступки, несмотря на то, что у вас достаточно ясное мышление и вполне сформированные цели.

Трио, которое решает ваши проблемы

Существует методика, позволяющая объединить действия этих трех частей вашего "Я". Но для начала вы должны убедиться, что в вас присутствуют все три. Вспомните ситуацию, в которой вы проявили по-настоящему творческий настрой. Возможно, это и не является вашим постоянным состоянием, но так или иначе каждый из нас ощущает, что ему в голову пришла действительно оригинальная творческая идея. Подумайте о таком опыте и создайте ясную визуализацию. Отметьте, что означает для вас чувствовать себя творческой личностью. Для следующего упражнения это и будет творческая часть вашего "Я". Теперь вспомните ситуацию, когда вы провели большую организационную работу. Это могло быть создание новой системы работы офиса, переезд на новую квартиру, подготовка свадьбы, планирование отпуска или что-либо другое, но именно тот случай, когда все было у вас под контролем. В тот раз вы проявили себя отличным организатором. И наконец, вообразите себя критиком, оставайтесь дотошным, но мудрым и дальновидным, способным внести здравый смысл и чувство реальности в любую ситуацию. Вспомните себя в этой роли, скажем, в качестве родителя, начальника или другой авторитетной фигуры. Успешное создание всех трех визуализаций позволит вам почувствовать то, что вы должны ощущать в каждой из ролей. Пока вы занимаетесь этим, ваша физиология тоже меняется. Попробуйте переходить из одного состояния в другое, поочередно меняя роли и развивая свой опыт в каждой из них.

Теперь вы готовы к решению проблем при участии ваших новообретенных союзников - вашей внутренней команды. Подумайте о насущной проблеме, которую вы не можете дальше откладывать, так чтобы упражнение имело реальную ценность.

  1. Расслабьтесь и войдите в состояние альфа, вызовите вашу творческую личность и думайте о любых идеях, связанных с вашей проблемой. Не беспокойтесь о том, будут ли эти идеи действенными или окажутся иллюзорными, - просто генерируйте несколько хороших идей.
  2. Теперь перейдите к вашей практической, организующей личности. Иногда для этого стоит поменять позу, иначе переключиться полностью будет сложно. В любом случае, вы должны совершить какие-то физические движения, которые обозначат смену настроя. Прочитайте вслух скороговорку или короткий детский стишок, попрыгайте, сделайте что-нибудь. В своем организующем состоянии вы чувствуете себя невероятно бодрым, как это бывало раньше в подобных ситуациях. В данной роли вам следует думать обо всем, что нужно сделать, чтобы претворить в жизнь творческие идеи какие материалы и инструменты надо подготовить, что запланировать, какую информацию собрать, каких людей привлечь. Старайтесь думать обо всем, используя ту силу мышления, которую вы использовали, когда успешно справились с организационной задачей.
  3. Когда вы определите все направления деятельности и будет знать все, что нужно для дела, смените состояние, как вы это уже делали раньше, и обратитесь к своему критическом "Я". Может быть, вы захотите сесть на перевернутый стул, почувствовать себя настоящим судьей. Теперь задумайтесь обо всем, что может пойти не так, как надо, о причинах, по которым ваши идеи и разработанная стратегия их осуществления могут провалиться. Не сдерживайте себя. Будьте настолько критичным, насколько это для вас возможно.
  4. Не исключено, что вы в итоге обнаружили, что идеи выглядели привлекательно, пока вы не обдумали их с практической точки зрения, или что некоторые из планов их реализации не выдержали напора внутренней критики и вы остались ни с чем. Начинайте цикл заново. Возвращайтесь в творческое состояние и ищите творческие пути преодолеть критически возражения. Будьте столь же полны творческого энтузиазма как и в начале упражнения, но размышляйте на этот раз только о возражениях. Несомненно, вскоре у вас появятся новые идеи.
  5. Еще раз поменяйте состояние и становитесь организатором. Теперь в этом активном, бодром настроении ума прикиньте, что нужно сделать, чтобы реализовать новые идеи.
  6. И снова обратитесь к своему критику, дайте ему шанс выдвинуть новые возражения. Скорее всего, их будет гораздо меньше, чем в первый раз, они будут более конкретными и частными.
  7. Вернитесь к творческому состоянию и подберите новые идеи в связи с оставшимися возражениями - и так далее, пока не исчезнут какие бы то ни было протесты критика, в таком случае у вас будет идея совершенно практическая и прошедшая серьезный критический контроль.

Используя ваше внутреннее мастерство в этих областях, действуя как команда, вы можете совершить то, что недоступно для каждой из частей вашего "Я" по отдельности. (Как правило, наилучшая идея сразу же отбрасывается вашим критиком как "невозможная" и "неосуществимая" еще до того, как будут взвешены все ее стороны.) В целом это упражнение знакомит вас с эффективной методикой развития и координации уже существующих в вас естественных мыслительных способностей.

Шляпы для мышления

Эдвард де Боно использует некоторые варианты работы с внутренними частями разума для различного рода ситуаций, включая бизнес-встречи и деловые переговоры. Он использует метафору "шляп для мышления" - шесть шляп разного цвета, обозначающих разные способы мышления. Белая шляпа - нейтральная и объективная, она связана с объективными фактами и цифрами. Красная шляпа выражает эмоциональный, интуитивный подход. Черная шляпа обозначает негативные перспективы (подчеркивая, почему что-то не надо делать), а желтая представляет позитивную, оптимистическую точку зрения. Зеленая шляпа является символом творческого мышления, к которому обращается человек. И, наконец, синяя шляпа ассоциируется с контролем и организацией всего мыслительного процесса в целом, выступая в качестве знака объединения всех образов мыслей. Представляя себя в той или иной шляпе, вы обращаетесь к определенному типу мышления, как вы делали это в предыдущем упражнении. В каком-то ограниченном кругу людей можно ввести такие символы в общий язык - "Надевая свою желтую шляпу, я полагаю, что мы уверенно идем к победе", - в таком случае появляется возможность свободнее высказывать ту или иную точку зрения. Например, с помощью шляпной метафоры приемлемым оказывается не только объективистский, но и интуитивный взгляд, или вы можете спокойно высказать негативное суждение, хотя в целом являетесь безусловным оптимистом. В результате удается избежать эмоциональной и личностной блокировки и вступить в свободную дискуссию.

Этот метод применим в любой работе в команде, когда разные мыслительные подходы необходимы для принятия общего решения. Можно использовать данную схему и для расширения собственного индивидуального мышления, повышая качество своих решений. Когда это необходимо, каждый может примерить творческую шляпу, опробовать оптимистический или пессимистический взгляд на перспективы дела, предложить интуитивный подход и не пытаться оправдать его логическими доводами. Таким образом, даже в методике "внутренней команды" каждый образ мыслей вносит свой признанный вклад и ни одна установка сознания (заданное направление мыслей), будь то логическая или интуитивная, позитивная или негативная, творческая или практическая, не получает абсолютного преобладания. Меняя воображаемые шляпы, можно попробовать, сменить стиль мышления, который в обычной ситуации показался бы вам недостаточно разумным или объективным. Метод де Боно работает на более общем, стереотипном уровне, чем большинство приемов НЛП, которые обращены к подсознательному уровню нашего мышления. Но вы, возможно, сочтете этот простой прием полезным, если у вас возникают трудности с идентификацией внутренних частей вашего "Я" и получением от них конкретных ответов, а также при работе в коллективе.

Приведу пример того, как метод "шляп для мышления" помогает разрешить личную проблему. Пол и Дженис были женаты около десяти лет. У них не было детей, хотя они оба хотели иметь ребенка, но они оба интенсивно работали. Дженис считала, что место матери - дома, с ребенком, во всяком случае в течение первых двух лет. Бросая работу ради рождения ребенка, она почти вдвое снижала уровень семейного дохода, и оба супруга опасались финансовых проблем, которые могли возникнуть в такой ситуации.

Сначала супружеская пара надела белые шляпы и просто перебрала все факты: брак продолжается десять лет, есть желание иметь ребенка, Дженис предпочитает сидеть с ребенком и т. п. Затем они надели красные шляпы, благодаря чему свободно выражали свои чувства, независимо от доводов "за" и "против" или строгой логики. Пол сказал, насколько он подавлен тем, что не может полностью гарантировать финансовую стабильность своей семьи, он сомневался в том, насколько справится с ролью отца, не потеряет ли он свое значение в жизни Дженис, когда родится ребенок, его, беспокоили и возможные изменения в образе жизни. Дженис предполагала, что ей будет не хватать друзей, она опасалась финансовых трудностей и потери жизненного стандарта, была не уверена, сможет ли потом вернуться к работе, кроме того, она чувствовала себя виноватой в том, что материальные вопросы оказывались для нее важнее ребенка. Возникала и обида в связи с тем, что именно ее карьера, а не Пола, может пойти под уклон.

Надев черные шляпы, они высказали все негативные соображения: "Зачем менять счастливые, стабильные взаимоотношения?", "Вдвое снижая доходы и увеличивая при этом расходы, мы попадем в финансовую яму", "Кто в наши дни и нашем возрасте заводит детей?", "Ты потеряешь шансы развивать свою карьеру, если не вернешься на работу через шесть месяцев после рождения ребенка". Кроме того, Дженис была уверена, что не сможет похудеть после рождения ребенка. Затем они надели желтые шляпы и взглянули на ситуацию с оптимистической точки зрения: "С ребенком семья станет полной", "Он или она позаботится о нас в старости", "Подумай, как рады будут наши родители", "Если понадобится, я возьму дополнительную работу - это того стоит". Зеленая шляпа предназначена для творческого мышления: что сможет Дженис делать дома, чтобы немного подзаработать может быть, удастся найти такую работу, куда можно будет брать с собой ребенка; какие варианты дополнительного заработка могут быть найдены для Пола какие идеи помогут снизить расходы может быть, это станет поводом для открытия собственного бизнеса, о котором они давно говорили? Итак, пришло время собрать все воедино, надев синие шляпы. Как принимать решение - основываясь на интуиции или на логике? Они сравнили пессимистические и оптимистические соображения и взвесили их. Возможно, следует рассмотреть другие обстоятельства, прежде чем принять окончательное решение. Может быть, надо еще раз надеть зеленую шляпу и организовать еще один "мозговой штурм" по поиску идей для решения наиболее существенных и тревожащих проблем. В данном случае речь идет о принятии коллективного решения, которое впоследствии не будет поводом для взаимных упреков, поскольку оно базируется на разных мыслительных подходах и включает участие обеих сторон, заинтересованных в теме.

Анализируя трудные и внутренние противоречивые проблемы с применением подобной методики, вы будете поражены тем, какие будут находиться неожиданные и конструктивные решения. Иногда проблемы словно исчезают без следа еще до окончания всех этапов методики, поскольку внезапно рождается совершенно новый взгляд на ситуацию. Но даже если не будет найдено абсолютно идеальное, ясное решение, сама проблема изменится и станет более понятной, в перспективе решаемой. В дальнейшем при работе с разными частями своего разума - например, при обращении к творческому началу или при дополнительном внимании к интуитивным ощущениям - вы сумеете в целом повысить уровень своего мышления. Чаще всего удается просто снимать проблемы благодаря их тщательному обдумыванию. Проблемы для вас больше не станут непроходимым препятствием, поскольку изменилось ваше восприятие, основанное на множественном подходе к явлениям. Вы теперь сможете определить, что на самом деле является проблемой, требующей серьезного и долгого обдумывания и разрешения, а что является всего лишь суженным взглядом на ситуацию. Изучайте свою внутреннюю команду. Вместо непрерывных внутренних конфликтов они могут работать на вас вместе. Они - это ваш личный внутренний ресурс, который поможет достигать поставленных целей.

Назад

Далее



загрузка...

 

© money-magic.ru 2009