Мы Вконтакте

Мы в Одноклассниках

ПОДПИСАТЬСЯ НА РАССЫЛКУ

Поиск по сайту



НЛП. Искусство выбора E-mail

Искусство выбора

Искусство выбораЧем больше у нас возможностей выбора, тем больше мы контролируем свою жизнь. Мы создаем варианты выбора, прежде всего, посмотрев на ситуацию с разных точек зрения, в разных ракурсах. НЛП обеспечивает новые способы стимулировать необходимый образ мыслей, который открывает широкие возможности выбора. Эта методика поможет вам делать то, к чему у вас есть все способности, обдумывать творчески, целостно каждую проблему и ситуацию.

В зависимости от того, какое значение мы придаем обстоятельствам или событиям, мы по разному воспринимаем их и испытываем разные чувства по их поводу, а соответственно и ведем себя по-разному. Более того, если мы взглянем на что-то в новом свете, оно зачастую обретает новое значение, а потому иначе влияет на нас. У нас, конечно же, есть выбор, какое значение придавать тому или иному событию, какой ракурс избрать для знакомства с ситуацией.

Мы создаем варианты выбора, по-разному глядя на события. Мы уже встречались с терминами "ассоциированный" и "диссоциированный" - т. е. взгляд на вещи как бы собственными глазами или со стороны. Ассоциированная точка зрения в НЛП называется первой позицией восприятия. Если же мы смотрим на вещи как бы с точки зрения другого человека, к которому мы обращаемся или с которым находимся в какой-то связи, это называется второй позицией восприятия. Взгляд на обоих участников общения как бы со стороны, в качестве внешнего наблюдателя называется третьей позицией восприятия. Эта третья позиция предоставляет неограниченное количество ракурсов. Мы уже видели, как важно входить внутрь визуализации ассоциированным образом - так, чтобы наблюдать события с первой позиции восприятия. Но для того чтобы открыть новые перспективы, найти дополнительные варианты выбора, мы должны научиться переходить на другие позиции.

 

Перемена рамок

Старинная даосская легенда рассказывает о крестьянине из бедной деревни. Он считался весьма зажиточным, поскольку имел лошадь, которую использовал для пахоты и перевозки грузов. Однажды его лошадь убежала. Все соседи восклицали, как это ужасно, но крестьянин просто сказал: "Может быть". Через несколько дней лошадь вернулась и привела за собой двух диких коней. Все соседи поражались редкой удаче, но крестьянин снова произнес лишь: "Может быть". На следующий день сын крестьянина попытался объездить одного из диких коней, но тот сбросил его, и юноша сломал ногу. Все соседи сочувствовали несчастью, но крестьянин снова повторил: "Может быть". На следующей неделе в деревню явился чиновник, чтобы забрать молодых людей в армию. Но он забраковал крестьянского сына из-за сломанной ноги. Когда соседи стали наперебой поздравлять крестьянина с этим, он и на этот раз ответил: "Может быть".

Значение любого события зависит от контекста или рамки. В силу этого перемена оценочных рамок превращает событие или утверждение в нечто новое, придает ему иное значение, что составляет важную составную часть методики НЛП. Простейший факт телефонного звонка может стать досадной помехой, если вы только что присели посмотреть любимую телепрограмму, но для одинокого человека, который в течение дня ни с кем не общался, тот же звонок может стать радостью. Изменить рамки, или контекст, значит изменить значение. Заболеть корью - тяжкий удар для молодого чиновника, получившего первое назначение за границу, но для десятилетнего мальчика, который не любит ходить в школу, это удача. В зависимости от контекста каждое событие обретает разнообразные значения. И такое значение в гораздо большей степени, чем реальный опыт, диктует нам, какими действиями мы будем реагировать на произошедшее.

Также нам следует подумать о некоторых аспектах, которые являются содержанием опыта и могут изменить значение события. В случае с десятилетним школьником опыт может включать в себя визиты к врачу, что не слишком приятно, или потерю возможности принять участие в спортивных соревнованиях, что тоже разрушает планы мальчика. Каждый аспект опыта, равно как и контекст события, обладает шансом повлиять на значение. Политики и деятели рекламного бизнеса часто искажают рамки той или иной ситуации, привлекая наше внимание к особенностям предмета или статистическим данным, которые меняют значение и содержания ("не думайте о цене, посмотрите на качество"), и контекста (то, что мы думаем о других товарах, исторических традициях или обстановке в мире).

Армейский генерал, который разубеждает свои войска, говоря: "Мы не отступаем, мы просто выдвигаемся в другом направлении", знает эффект перемены рамок и его воздействие на дух солдат. Успешные бизнесмены давно научились постоянно менять рамки своих рынков и продуктов. "Проблемное" развитие предприятия может быть изменено с помощью переориентации установок восприятия. Семена новой идеи могут поступить от раздраженного клиента и стать шансом для улучшения качества товара или обслуживания. Вы можете изменить рамки своей карьеры и планов на будущее. Этого достаточно легко достичь с помощью взгляда на вещи в долгосрочной перспективе, в широком контексте, при этом трудности на данном отрезке пути будут сбалансированы предстоящими выгодами. Начальники приходят и уходят, лишь немногие из проблем годичной давности все еще беспокоят нас сегодня, а многие из них нам даже не удастся вспомнить.

Даже утомительно долгая ежедневная дорога на работу и обратно может получить новые рамки восприятия. Дополнительное время, затраченное на метро или электричку, можно превратить в новые знания, паузу для изучения иностранного языка, повышения своей квалификации, подготовки к написанию книги, знакомства с новым хобби, медитации, расслабления. Ранее впустую затрачиваемое время, теперь может стать для вас источником движения вперед. Если вы меняете рамки своего отношения к этой части своего дня, меняются ваши установки, а значит, вы не испытываете более подавленность, раздражение и другие негативные эмоции, как это было раньше. В любой момент вы можете сменить рамки восприятия каких-то трех-четырех часов в течение дня, которые казались "убитым временем". Но можно подойти к делу с другой стороны и принять решение найти работу ближе к дому, или переехать ближе к месту работы, или просто научиться спать в дороге. Выбор за вами.

Перемена рамок предоставляет вам возможность большего контроля своей жизни благодаря появлению дополнительных возможностей выбора. Этот прием творит чудеса в общении с трудными детьми. Неприятное или нудное задание превращается в увлекательную игру просто за счет использования воображения. Детские истории полны сменами рамок восприятия - идет ли речь о Золушке, Красавице и Чудовище или других персонажах.

Изменяя рамки собственного поведения, мы можем изменить значение, которое ему придаем. Если вы хотите изменить утверждение: "Хотел бы я прекратить делать...", вы должны спросить себя: "Когда такое поведение может оказаться полезным?" Это и есть умение обдумать нечто в новом контексте и найти другое значение. Например, если вы склонны односложно и категорично высказываться в разговорах с людьми, это может пригодиться в ситуации, когда надо твердо сказать "нет" в ответ на неразумное или неприемлемое предложение, - и многие из окружающих еще позавидуют вашей способности четко и ясно заявить свою позицию. Потому что значение любого поведения зависит от контекста, обдумывание альтернативных контекстов поможет вам увидеть ситуацию более объективно и почувствовать себя гораздо лучше.

Другое утверждение может гласить: "Я впадаю в панику, когда мне поручают что-то сделать, будь то произнесение речи или любое действие на глазах у публики". В таком случае спросите себя: " В чем состоит позитивное значение этого поведения?" или "Как еще я могу описать происходящее?" С позитивной точки зрения это может оказаться выброс адреналина, который готовит вас к наиболее эффективным действиям. (Тысячи деятелей шоу-бизнеса знакомы с тем, что они называют "легкой паникой" перед выступлением.) Возможно, это означает также, что вы имеете шанс лучше подготовиться, чем те, кто ощущает себя "природными" ораторами. Не исключено и то, что вы - единственный человек, которому кажется, что все идет не так, как должно. Или дело в том, что просто вы редко оказываетесь перед аудиторией и не имеете достаточного опыта, необходимого для обретения уверенности в себе. Что все это значит? Что вы безнадежны? Что вы такой же, как все? Или что вам нужно вступить в какой-нибудь клуб и рискнуть лишний раз оказываться на публике?

Множество общественных деятелей и представителей шоу-бизнеса знают небольшие фокусы, которые помогают им менять рамки тревожных ситуаций. Один знаменитый оратор представлял свою аудиторию обнаженной, другой воображал, что все зрители надели пляжные шляпки и панамки, и т. д. Если вас удручает необходимость надевать для выступления строгий деловой костюм, представьте, что вся ваша аудитория напялила рваные грязные джинсы. Вообразите их слишком толстыми или чересчур худыми, старыми или молодыми - хоть детишками на высоких стульчиках. Ваш прежний опыт визуализации поможет менять рамки любых ситуаций, если вы того захотите. А однажды измененное восприятие уже не позволяет вам чувствовать себя по-старому.

Попробуйте почувствовать себя одинаково, выступая перед годовалыми младенцами, которые только учатся ходить, и перед руководителями крупнейших компаний. И чем больше разных вариантов вы опробуете в воображении, тем больше поможет вам прием смены рамок, а в итоге с тем большей легкостью и естественностью вы справитесь с любой ситуацией.

Давайте проведем эксперимент. Подумайте о большой ошибке, которую вы совершили в прошедшем году. Весьма вероятно, что, подумав об этом, вы заново испытаете и негативное, неприятное чувство, пережитое вами тогда. Это может быть ощущение тошноты, беспомощности или страха. Но теперь эта ошибка часть вашей жизни, причем обескураживающая и ограничивающая ваши возможности. После того как вы все отчетливо вспомнили и пережили еще раз, посмотрите, как вы можете изменить рамки ее значения. Попробуйте изменить контекст, а затем и содержание. Взгляните на ситуацию с различных точек зрения. Сосредоточьтесь на одном аспекте, затем на другом. Не исключено, что вам удастся извлечь некие уроки, что само по себе составляет ваше преимущество. Может быть, вы уже извлекли какую-то выгоду из случившегося. Попробуйте обратиться к своему творческому мышлению, вообразите, как ваши знакомые могли бы реагировать и чему научиться в подобной ситуации. Стали бы другие считать это настолько большой ошибкой, как это представляется вам? Не преодолели бы они ее гораздо быстрее, а может быть, вообще увидели бы все в ином свете?

Рассмотрев событие в новом свете, не обнаружили ли вы какие-то дополнительные, неожиданные для вас уроки? Постарайтесь отделить себя от своего поведения, чтобы рассмотреть ситуацию более объективно. Когда вы сделаете это, вы почувствуете, что уже не так эмоционально относитесь к происшествию. Возможно, вам даже удастся с помощью перемены рамок не только ослабить негативное воздействие данного воспоминания, но и превратить его в стимулирующее и вдохновляющее.

Перемена рамок в шесть этапов

Перемена рамок с успехом применима к любому виду проблем, связанных с человеческим поведением. Как мы уже убедились, все поведение имеет некую цель или намерение, хотя бы в каком-то специфичном контексте. И хотя большую часть нашего поведения мы можем изменить с помощью визуализации, некоторые побочные выгоды могут быть получены с помощью поступков или типа поведения. Отмечено, что в подходящем случае эти намерения, которые могут быть и подсознательными, могут снова проявиться, оказывая воздействие на наше поведение. Например, если курение позволяет человеку расслабиться и почувствовать себя свободнее, то это позитивное намерение должно быть так или иначе реализовано, но другим, лучшим образом. Какая бы боль ни ассоциировалась с негативной привычкой, всегда можно обнаружить цель и преимущество, которые достигаются с помощью данного действия. Если мы не сделаем этого, привычка останется, поскольку она дает нам возможность получить удовольствие или избежать боли.

"Перемена рамок в шесть этапов" принимает в расчет это обстоятельство, выявляя и используя все скрытые намерения, которые и являются причиной нежелательного поведения. На предыдущей странице мы познакомились с нашей внутренней командой и комплексом упражнений, позволяющих идентифицировать различные намерения каждой из частей нашего "Я". Эта методика основывалась на общении с самим собой и крайне субъективном правополушарном мышлении. Теперь вы сможете использовать приобретенные навыки в упражнении по перемене рамок, которое особенно эффективно при внесении стабильных изменений в нежелательное поведение. Оно подходит в случае, если вас беспокоит курение, переедание, обкусывание ногтей и любые другие привычки, от которых большинство людей хочет избавиться, но которые обычно кажутся не поддающимися контролю сознания.

Предлагаемая методика наиболее удобна, если вы привлекаете к упражнению еще одного человека, потому что, когда мы обращаемся к своему подсознанию, наблюдатель способен заметить перемены, на которые мы сами не обращаем внимания. Эти невербальные сигналы могут стать эффективным способом выявить намерения, которые никак не просматриваются с помощью других приемов.

Если вы справились с упражнением по общению со своей внутренней командой, вы, скорее всего, сможете получить пользу из проведения данного нового упражнения и в одиночестве. Если вы выполняете задание вместе с другом или родственником, каждый из вас обретет новые знания и навыки психологического тренинга, которые в дальнейшем будут полезны для обоих. Работая с кем-то еще, вы не обязаны входить в подробности содержания той привычки, от которой вы хотите избавиться, - собственно, природы поведения, которое вы собираетесь менять. Вы можете обозначить его как поведение X или Y, например.

Методика предполагает получение ответов от внутренних частей вашего "Я" в виде "да" или "нет". Такой "сигнал" может иметь зримую, звуковую или кинестетическую форму. Это может быть некое ощущение, повышение температуры руки, жужжание или звон в ухе, внутренний голос, какой-то визуальный образ или смена ритма дыхания. Чтобы проиллюстрировать это, представьте себе водителя грузовика, весьма чуткого к своей машине. Обычно он мгновенно ощущает малейшее изменение давления топлива, шумы в моторе или механизме передачи, состояние груза. И хотя он может благополучно беседовать с пассажиром, он подсознательно постоянно наблюдает за всеми параметрами работы автомобиля (включая и запахи). Пока все остается в норме, он не осознает этого, но как только происходит изменение, включается его сознание, способное описать поступающие сигналы и определить, что случилось.

Таким же образом возможно интерпретировать послания своего подсознания и в других ситуациях. Иногда это легко и; человек мгновенно чувствует "да" это или "нет", скажем, слышит или видит это слово в уме. Наблюдатель или партнер зачастую замечает, как человек кивает или качает головой (ясно показывая, "да" это или "нет") за несколько секунд до того, как ответ будет вербализован и произнесен вслух. Изменения в лице, позе могут быть столь же очевидны для наблюдателя, и прочитаны им как позитивный или негативный ответ, полученный человеком, беседующим со своим подсознанием. Мы уже видели, какими разнообразными могут быть физиологические изменения, возникающие в результате перемен в состоянии ума, мыслях и настроении. Со своей стороны, вы должны внимательно следить за умственными и физиологическими изменениями. Каждый из нас имеет уникальный личный способ мышления и чувствования, и никто не сможет полностью подменить нас в нашем самоанализе и наблюдении за нашими внутренними процессами. Все это требует лишь некоторой тренировки. Вы можете постепенно глубоко изучить свой субъективный внутренний мир и ориентироваться в нем не хуже, чем в мире внешнем, объективном. Проверить ответ можно, задавая той или иной части своего "Я" вопрос о поведении так, чтобы ответом могло стать однозначное "да" или "нет".

Теперь задумайтесь о некоем опыте, привычке или типе поведения, который вам не удается изменить, но вы хотели бы это сделать. Затем тщательно выполните все шесть этапов упражнения.

  1. Определите привычку или тип поведения, который вы хотите изменить.
  2. Установите контакт с той частью своего "Я", которая отвечает за данное поведение. Войдите в состояние альфа и задайте вопрос своему подсознанию: "Не хочет ли та часть меня, которая вызывает такое-то поведение, поговорить со мной (сознательно)?" Теперь попросите эту часть подать сигнал, настаивая на положительном ответе на данное предложение и снижая вероятность ответа "нет".
  3. Разделите намерение и поведение. Нежелательное поведение - это всего лишь один из способов реализовать некое позитивное намерение. Поблагодарите часть своего "Я" за заботу и готовность к сотрудничеству. Теперь спросите ее, не хочет ли она сообщить вам, что она пытается сделать, стимулируя данный тип поведения. Получив позитивный ответ, отметьте, какие выгоды давало вам в прошлом данное поведение. Если  хотите, записывайте то, что узнаете на данном этапе. Убедитесь, что часть вашего "Я" готова попробовать новый способ поведения для реализации того же намерения.
  4. Создайте альтернативное поведение, соответствующее вашему намерению. Следующий шаг - найти какой-то новый тип поведения, который будет соответствовать вашему намерению так же хорошо или даже лучше, как прежнее нежелательное поведение. Для этого вам потребуется обратиться к своему творческому "Я" за идеями, как вы это делали, работая над страничкой "Ваша внутренняя команда". Вежливо установите контакт со своим творческим "Я", поблагодарите его за готовность помочь и попросите предложить три варианта альтернативного поведения такого же хорошего или даже лучшего, чем то, которое вы хотите изменить. Дайте время на генерирование идей и спросите, не хочет ли эта творческая часть вашего "Я" сообщить свои предложения. Если вы работаете вместе с другим человеком, попросите свое творческое "Я" давать некий знак для каждого из трех вариантов, чтобы вы знали, что процесс идет. Когда вы, поймете, что ответ созрел, вежливо попросите ознакомить вас с ним. Возможно, вы и на этот раз захотите записать, что, узнали.
  5. Позвольте той части вашего "Я", которая отвечала за старое поведение, отвечать и за формирование нового поведения, Вы можете начать с вопросов о том, являются ли три варианта нового поведения по меньшей мере такими же эффективными, как старое. Если нет, вернитесь к своему творческому "Я" и попросите предложить еще три идеи. Обязательно убедитесь в том, что та ваша часть, с которой вы вошли в контакт на втором этапе, согласна нести ответственность за формирование нового поведения в соответствующих ситуациях.
  6. Проведите экологическую проверку. С этим заданием вы уже знакомились на странице "Устанавливание перед собой цели", когда уточняли свои цели. Спросите, нет ли возражений против нового поведения у какой-либо из частей вашего "Я", заручитесь их поддержкой. Если вам не удалось получить согласие, вернитесь к началу. На этот раз установите контакт с той частью своего "Я", которая возражает против нового повеления, попросите творческое "Я" выработать идеи для преодоления возникшего препятствия. В конце представьте себе возможное будущее. Вступите в него и вообразите ситуацию, которая будет провоцировать вас на старое поведение, но поступите в соответствии с новым вариантом. Затем опробуйте и другие ситуации и проверьте каждый из предлагаемых вариантов.

Каждый этап упражнения является крайне важным. Если вы не смогли добиться успеха на промежуточной стадии, вам следует вернуться на один или несколько шагов назад. Но каждый приобретенный вами навык будет многократно увеличивать эффективность ваших действий в целом. Например, научив-шись однажды уверенно общаться со "знакомой" частью своего "Я", скажем с критиком, вы можете опробовать ваши наработанные навыки и при общении с другими частями команды. А наладив общение со своим творческим "Я", вы сможете получать от него помощь во множестве случаев, обретая новые идеи и озарения.

Хотя методика направлена на ваше подсознание, она построена так, чтобы доставлять информацию на сознательный уровень. Таким образом, это наилучший способ повысить уровень вашего самосознания. Вы, наверное, обнаружите, почему постоянно делаете то, что сознательно считаете совершенно бесполезным, вредным или даже позорным, а значит, сможете переменить рамки восприятия и взглянуть на это в свете позитивных намерений. Новые формы поведения заменят старые ассоциации и эмоции, связанные со старым поведением. Более важно то, что вы получите широкую возможность выбора. По-прежнему достигая реали-зации своих побочных намерений (например, привлечь внимание, избавиться от кого-то или уйти от конфликта), вы будете делать это иным, новым способом, который будет более приемлемым и поддерживающим вашу уверенность в себе. Перемена рамок может установить баланс между различными частями вашего "Я", которые раньше не имели сходных намерений. И все это вы проделаете сознательно - то есть обретете контроль над собой.

Точки зрения

Еще один прием, используемый с той же самой целью, известен как "Точки зрения". Он помогает развивать гибкость мышления, что способствует и овладению навыками решения проблем. Большинство возникающих проблем включает в себя других людей. И мы, как правило, выражаем эти проблемы в виде убеждений такого рода: "Она просто не понимает", "Он никогда не изменится" - или как цели: "Я действительно хочу узнать его лучше". Это, безусловно, точки зрения. И все мы способны сформулировать множество точек зрения, выстраивая предложения с такими общепринятыми словами: хороший, плохой, правильный, неправильный, глупый, умный, лучший, худший.

Первый пример - "Она просто не понимает" - с помощью названных слов, создавая новые точки зрения, можно сформулировать, например, следующим образом:

  • Хорошо, что она не понимает, потому, что ей не придется увидеть факты во всей их реальности.
  • Плохо, что она не понимает, потому что она разрушает наши отношения.
  • Правильно, что она не понимает, потому что она не знает всех фактов.
  • Неправильно, что она не понимает, потому что она обязана отдавать себе отчет в том, что происходит.
  • Глупо, что она не понимает, потому что она все портит.
  • Умно, что она не понимает, потому что избегает худшего.
  • Лучше не понимать, чем делать то, что она делает, по злому умыслу.
  • Хуже не понимать, чем просто не слушать.

"Ключевые" слова "хороший", "плохой" и т. д. могут помочь вам опробовать разные точки зрения; упражнение основано на употреблении средств языка конструктивным образом, превращая слова из хозяев в ваших слуг. Составляя подобные предложения-версии, вы можете проявлять сколь угодно большую изобретательность и творческие способности. В конце концов, перспективный, логичный ответ обычно уже существует в вашем разуме, но проблема все же остается. Если какие-то из придуманных вами точек зрения кажутся абсурдными, отбросьте их в сторону и сосредоточьтесь на остальных. Испытаете ли вы внезапное озарение, которое полностью изменит ваш взгляд на ситуацию, или просто будете воспринимать происходящее и окружающих людей менее эмоционально, вы серьезно продвинетесь вперед в развитии гибкости своего мышления и научитесь контролировать свои убеждения и поведение.

Ловкость уст

Еще одна методика создания вариантов выбора предполагает реагирование на любую проблему под разными углами зрения. Например, проблема может быть сформулирована так: "Мне никогда не удается выполнить установленный для себя месячный план продаж". Теперь рассмотрим разные ракурсы, или категории реагирования.

  • Позитивный подход: "Значит, в следующем месяце надо больше поработать", или "Наверное, я трачу слишком много времени на личную жизнь", или "А что, если попробовать вот эту новую систему работы?" Такой вариант реагирования предлагает позитивный или оптимистический выход, который может основываться на реальных обстоятельствах, пусть даже незначительных и не слишком достоверных. Цель в том, чтобы не выдавать готовых решений, а искать новые ракурсы, избавляться от шор и предубеждений.
  • Негативный подход: "Так значит, пора уходить с этой работы?" Здесь предложен пессимистический исход ситуации.
  • Неожиданный подход: "А что, интересно, про это думает Кэт?" или "Неужели это означает, что я остаюсь без выходных?" Подумайте о чем-то постороннем, не связанном с проблемой.
  • Метафора: "Это все равно что опоздать на автобус, потом подойдет другой", или "У всего есть своя светлая сторона", или "Томас Эдисон вообще сотни раз пробовал, пока у него получилось то, что надо". И снова: метафора не дает готового решения. Она просто открывает путь к новой точке зрения, которую легко визуализировать. В любом случае значение и ассоциации, связанные с какой-либо метафорой или историей, у каждого человека свои.
  • Другие временные рамки: "Может быть, в следующем месяце дела пойдут лучше" или "А как выглядят годовые показатели?"
  • Модель мира: "Полагаю, жизнь полна промахов". Это переводит проблему на общий, возможно философский, уровень.
  • Личные ценности и критерии: "А меня это, собственно говоря, волнует?" или "А что в этом для меня важно?" Это направляет ваше внимание на самого себя, позволяет проанализировать свои скрытые ценности и убеждения, которые лежат в основе проблемы.
  • Анализ на другом уровне: "Для меня важно не то, что я не достиг заданных показателей, а то, что я постоянно об этом беспокоюсь".
  • Смена установки: "Может быть, я ставлю нереалистичную цель?" или "Похоже, я придаю слишком большое значение формальным показателям".
  • Укрупнение: "А в чем еще я потерпел неудачу?". Укрупнение; означает включение частной проблемы в более общий план. Об этом мы поговорим позднее.
  • Дробление: "Из чего состоит эта проблема?" или "Каким образом я действовал?" или "Сколько я на этом потерял?". Дробление проблемы означает подход, при котором вы постепенно разделяете крупную проблему на ряд составляющих и анализируете их поэтапно, как бы кусками.
  • Сравнение с другими ситуациями: "А удавалось ли кому-то достичь тех же результатов, причем без сбоев?"
  • Позитивные намерения: "Похоже на то, что я хочу все делать по-настоящему хорошо".

Вы могли заметить, что некоторые варианты частично накладываются друг на друга, хотя небольшая разница между ними все-таки есть. Например, позитивные намерения (касаются личности) и позитивный подход (по отношению к самой проблеме) могут быть весьма сходными, но дают несколько разные ракурсы. В то же самое время каждая из категорий реагирования может быть рассмотрена под несколькими углами зрения - например, нет ограничений для сравнений с другими ситуациями, укрупнения и дробления, поиска метафор, все это может открыть новые перспективы. В итоге вы получаете широкий выбор вариантов подхода к нерешаемой проблеме, вы создаете для себя выбор.

Вы сможете убедиться, что для обнаружения по-настоящему, творческих решений потребуются определенные навыки и творческие способности. Как и в случае с любой другой методикой, основанной на активизации творческого начала, здесь нет "запрограммированной" жесткой системы, никакого логичного, левополушарного плана действий. Эта методика известна под названием "Ловкость уст" (по аналогии с "ловкостью рук"), она направлена на стимуляцию правополушарного творчества.

Как и в большинстве упражнений НЛП, вы можете использовать эту методику в одиночестве или вместе с другими людьми. И хотя вы не обязательно сформулируете множество блестящих идей, сам процесс заставит вас посмотреть на проблему в новом свете, а это неизбежно приведет вас к новому видению и пониманию ситуации. Вас может удивить какое-нибудь неожиданное соображение, которое на первый взгляд покажется даже абсурдным.

Этот прием можно использовать по отношению к любым проблемам - профессиональным и личным, большим и малым. Очень легко он применяется при движении к цели. "Проблемой" становится утверждение "Я хочу этого, но не имею" или "Я нахожусь в точке А, но хочу быть в точке Б". Хотя эта методика и кажется забавной и легковесной, она обладает большой силой и может изменить всю вашу жизнь. Некоторые из приведенных категорий, такие как укрупнение и дробление, метафоры, могут быть развиты как самостоятельные приемы решения проблем и использоваться в работе крупных компаний.
Если у вас возникают трудности с подбором вариантов реакций, переходите к следующей категории. Возможно, позднее вы вернетесь к тому, что пропустили, иногда нам надо подождать, пока идея или ракурс "созреет", а в итоге мы получаем настоящее озарение. Вам предложено для работы множество вариантов точек зрения и ракурсов, так что хотя бы один сработает и поможет вам разрешить проблему.

Полный поворот

Этот прием позволяет использовать подход "под новым углом зрения" в максимальной степени - по сути, он обеспечивает поворот в рассуждениях на 180 градусов! "Правильные утверждения" просто-напросто переворачиваются. Затем вообразим, что эти перевернутые утверждения являются справедливыми, и посмотрим, какие возможности открываются перед нами в связи с этим. Например, в бизнесе, где этот прием отлично срабатывает, можно утверждение "Мы являемся лидерами на рынке" превратить в "Мы не являемся лидерами на рынке". Представьте себе, что это утверждение правильное, и попробуйте  определить, какие задачи и возможности появляются перед вами в таком случае. В известном примере с фирмой по аренде автомобилей "Авис", которая занимала второе место после "Херц", не являться лидером рынка означало: "Мы должны приложить больше усилий" - и привело к созданию нового вложения в развитие рыночной сети нескольких миллионов долларов.

Перевернутые утверждения стимулируют радикальные подходы в мышлении. По определению данная методика не допускает отбрасывания какой-то возможности как неразумной. Этот прием может быть использован для выявления новых возможностей, равно как и для решения проблем, хотя стартовые "правильные утверждения" не обязательно должны быть "проблемами". Например, французская компания по производству ручек вместо утверждения "Мы делаем ручки" заявила: "Мы не делаем ручки". В результате возник вопрос: "А что, в конце концов, мы делаем?" - и ответ: "Маленькие пластиковые трубочки, которые настолько дешевы, что их абсолютно не жалко выкинуть". На основании этого определения возникла идея производить множество дешевой одноразовой пластиковой продукции, которая в итоге принесла миллионы франков прибыли. Полный поворот не дает готовых решений, он просто стимулирует подсознательное образное мышление и активизирует творческую часть интеллекта, которая способна найти неожиданные ответы на элементарные вопросы, породить перспективные идеи.

Поворот уровней мышления

Дальнейшее развитие данных методов дает новый подход к приемам укрупнения и дробления темы с точки зрения перевернутых суждений. В данном случае мы не только полностью поворачиваем стартовое утверждение, но и меняем ракурс. Понять, как работает этот метод, можно на примере маркетинговой политики в отношении шоколада "Мальтичок", показанной на таблице. Начинается все с утверждения: ""Мальтичок" сделает вас толстым".

Утверждение и ракурсы Перевернутое утверждение Позиция Итак
Шоколад вреден для вас Шоколад полезен для вас Он и вреден, и полезен - все дело в том, как его воспринимать Можем ли мы сделать наш шоколад менее вредным и более полезным? Похож ли наш шоколад на другие?
Шоколад делает вас толстым Шоколад не делает вас толстым Одни кусочки делают вас толстым, другие - нет. Все дело в чувстве вины, то есть нашем восприятии Можем ли мы как-то снизить чувство вины?
"Мальтичок" делает вас толстым "Мальтичок" не делает вас толстым А что, если он не делает? Можно ли сделать это возможным? Можем ли мы изменить имидж, упаковку...?
Кусочки "Мальтичока" делают вас толстыми Кусочки "Мальтичока" не делают вас толстыми Какие кусочки? Начинка? Можно ли что-то изменить? На чем мы можем сработать? Можем ли мы использовать идею толстения?
Проблема в шоколадной оболочке Шоколадная оболочка - не проблема Не можем ли мы сконцентрировать внимание на начинке? Мы не можем ничего поделать с шоколадом. А вот начинка не так влияет на вес... Она менее калорийна, чем у других шоколадок.

 

И каков же результат такой работы? "Мальтичок": шоколадка с наименее калорийной начинкой" - озарение, которое едва ли родилось бы в результате последовательного логичного мыслительного процесса. Потенциал для раскрытия творческих возможностей через комбинацию разных методов не ограничен. Попробуйте сами, заменив ""Мальтичок" сделает вас толстым" собственным утверждением-проблемой.

Все эти приемы и методики могут быть использованы вместе с коллегами, друзьями или супругами, в группе или наедине с собой - в случае, когда вы обращаетесь к собственным проблемам с разных точек зрения, лучше всего записывать каждый вариант, чтобы потом вы смогли вернуться к какому-то из них. Подумайте о любой затруднительной ситуации в своей жизни, выразите ее в качестве простого утверждения и беритесь за применение методик. Поскольку вы обращаетесь к правому полушарию, творческому началу, вы можете быть уверены, что получите наилучшие результаты, если будете расслаблены, войдете в состояние альфа.

Теперь у вас есть на выбор целый ряд приемов. Посмотрите какой окажется для вас наиболее эффективным, удобным для решения реальных проблем, трудностей с самооценкой и достижением целей, которые вы для себя поставили. Очень часто проблема начинается с того, что вы заранее убеждены в непреодолимости препятствий или не используете всех возможностей, которые предоставляет вам НЛП.

Назад

Далее



загрузка...

 

© money-magic.ru 2009