Мы Вконтакте

Мы в Одноклассниках

ПОДПИСАТЬСЯ НА РАССЫЛКУ

Поиск по сайту



Буддийская астрология E-mail

Буддийская астрология

Колесо жизни

Колесо жизни

Буддийская астрология ориентирована не на преуспевание в материальном мире, а на скорейший выход из череды воплощений. Буддийская астрология ориентирована сразу на Нирвану, без всяких оговорок и траты времени на поиск относительных истин.

Для понимания буддийской астрологии, необходимо обратится к одному из популярнейших сюжетов в буддийском искусстве - "Колесо Самсары". На картине изображены различные миры нашего  циклического существования и их обитатели. Эта диаграмма создана для того, чтобы помочь понять работу ума. Путем созерцания "Колеса" и правильного понимания учения, которое оно иллюстрирует, человек может увидеть, что причина всех его проблем коренится во всякого рода загрязнениях его чистого ума. Колесо видимого иллюзорного существования и есть Колесо Жизни.

Если внимательно посмотреть на диаграмму, то можно обнаружить, что местами она удивительно точно соотносится с изображением и характеристиками 12-ти знаков Зодиака и 12-ти домов гороскопа.  Правда, некоторые символы и трактовки могут показаться парадоксальными, однако, в действительности они просто выражают другой подход к тем же самым явлениям.

Некоторые вещи, оцениваемые обычной, "кармической" астрологией как сугубо положительные, с точки зрения буддийской астрологии  являются тормозящими и вредными. И наоборот. Таким образом, многие непривычные формулировки и символы, соотносимые с определенными знаками Зодиака и домами гороскопа, дают более объемное видение этих базовых астрологических структур, помогают более полно воспринять важнейшие архетипные образы.

Ум в буддийском смысле - это гораздо более емкое понятие, чем европейское понимание ума, как мыслительного аппарата. С точки зрения буддизма, ум в каком-то смысле тождественен самому нашему существованию. Так что карта структуры и состояний ума в то же время будет и картой вселенной, в которой мы живем.

В центре композиции изображен исток, корень кармического существования, то, что заставляет колесо Кармы крутиться, его мотор. В центре свинья, петух и змея. Это символы основных загрязнений, отравляющих ум, причины всех страданий.

Свинья символизирует невежество, петух - страстную привязанность, похоть, змея - гнев.

Свинья здесь главная, так как причиной привязанности и ненависти является фундаментальное невежество относительно истинной природы вещей. Поэтому иногда петуха и змею изображают выходящими изо рта свиньи. Иногда же они изображаются бегущими по кругу, держа друг друга за хвосты, что символизирует взаимозависимость всех трех загрязнений ума.

Большая часть колеса разделена на шесть секторов, которые показывают переживания тех, кто в результате изначального невежества воплотился в одном из шести миров нашего проявленного существования. Эти миры можно условно обозначить следующим образом:

  • мир богов (дэвов),
  • мир полубогов (асуров),
  • мир людей,
  • мир животных,
  • мир голодных духов (претов),
  • мир обитателей ада (нарак).

Условно потому, что понятия "боги" и "полубоги" здесь отличаются от привычных значений этих слов в греко-римской и, тем более, в христианской традициях. Боги здесь также смертны, как и люди, правда, живут они несравнимо дольше.

Эти воплощения являются результатом действий тела, речи и ума, т. е. не только физических поступков, но и слов, мыслей и намерений. Все шесть миров суть создания нашего собственного ума.

Общим для всех этих планов является непостоянство. Даже самое невероятно долгое и безмятежное божественное воплощение заканчивается смертью и чревато возрождением в более низком состоянии. Если рассматривать это как психологическую модель, то можно сказать, что мы порой за несколько секунд можем вознестись от состояния крайней жажды голодного духа до вневременного блаженства божества, а затем так же внезапно оказаться в аду собственных душевных терзаний. Это непостоянство любых форм проявленного существования, символизируется огромной фигурой чудовища Мангуса, держащего Колесо жизни.

Промежуточное состояние между моментом смерти и новым воплощением, состояние бардо, изображено в черно-белом кольце, помещенном между центром Колеса и шестью мирами. Обитатели Бардо обычно изображаются в том виде, в котором они воплотятся в будущей жизни.

На черном фоне изображены неблагоприятные воплощения (в качестве животного, прета и нарака), на белом - условно благоприятные (человеком, асуром и дэвом). Благоприятных воплощений нет здесь вообще. И все же наиболее хорошим, с точки зрения буддизма, будет воплощение человеческое.

Только человек имеет реальную возможность эффективно работать над тем, чтобы выйти из-под власти помрачений ума, достичь освобождения. Боги очень мало страдают, чтобы понять и прочувствовать необходимость освобождения, а когда, наконец, понимают, то оказывается слишком поздно. Асуры же слишком страстны, агрессивны и ревнивы, поэтому, даже добившись каких-то духовных достижений, они очень быстро их теряют.

Внешнее кольцо Колеса жизни показывает 12 нидан, или "Двенадцать стадий зависимого происхождения" - символическое изображение стадий человеческой жизни и факторов, способствующих продолжению бесконечного круговорота воплощений. Это двенадцать секторов, каждый из которых содержит символическую картинку, которую можно трактовать на разных уровнях разными способами.

"Слепой"

(невежество, омраченность, авидья)

Изображается в виде слепого человека, не знающего, куда он идет.

Авидья - это подлинная причина человеческих страданий, рабства и зла. Они уничтожаются, когда уничтожено неведение, которое побуждает человека совершать действия, имеющие тяжелые кармические последствия.

Авидья рассматривается как несовершенство сознания. С ней связывают многие ложные представления, в том числе о собственном "я", как о стабильной субстанциальной душе, что в буддизме считается наиболее серьезным заблуждением.

Авидья - одна из основных оков, препятствующих освобождению, спасению не только индивида, но и всего человечества, мира в целом.

Неведение, или противоположность подлинного Знания, это не есть неведение в обычном смысле отсутствия информации. Всякое сознание или знание, как бы высоко оно ни было развито, будучи ограниченным субъектно-объектной множественностью, есть авидья.

"Горшечник"

(содеянное, санскара, карма)

Изображается в виде гончара, лепящего горшки.

Санскара представляет собой привычку, или влияние прошлого на настоящее, проявляющееся как рефлекс, автоматизм, а также шаблон состояния. Она рассматривается в виде психического центра части всеобщей инерции, который функционирует как основной инстинкт, управляющий телом, или склонность, управляющая потоком мыслей в данный момент.

Когда воля это допускает, в низшем уме происходит перемена к состоянию расслабленности, мысли текут "от центра"; либо когда воля требует, то низший ум переходит в управляемое состояние, к течению мыслей "к центру", что называется концентрацией (дхараной). Человек, познавший ощущения при концентрации, способен вновь устанавливать это состояние, или привычку, благодаря своим "воспоминаниям". Таким образом, человек может обладать либо привычкой концентрации, либо склонностью к распылению внимания. Общим, обычным состоянием разума является процесс свободного ассоциативного течения мыслей.

Когда исчезающие и возникающие друг за другом образы становятся схожими, наступает сфокусированное состояние разума. Привычная склонность превращает этот процесс в спокойное течение концентрации, которое вскоре начинает происходить без усилий внимания и становится основой медитации и созерцания.

"Обезьяна на ветках"

(сознание, виджняна)

Изображается обычно в виде обезьяны, спускающейся по веткам дерева.

Виджняна - непросветленное сознание, имеющее конкретное содержание, соответствующее восприятию мира на уровне низшей истины. Согласно модели восьмиединого сознания (астаявиджняна), сознание имеет восемь видов. Высший из них (алая-виджняна) имеет два аспекта: индивидуальный и  космический (трансцендентный). В некоторых учениях сознание, очищенное от аффектов и лишенное их притока, считают еще более высоким уровнем сознания, чистым сознанием. Его приравнивают к состоянию абсолюта. Термин "виджняна" образует словосочетание "виджняна-скандха", означающее группу дхарм сознания в учении о скандхах.

"Лодка"

(имя и форма, эмбриональное состояние, нечувственное и чувственное, намарупа)

Изображается в виде человека, плывущего в лодке.

"Намарупа" буквально - "имя и форма". Обозначает свойство всего созданного, проявленного. Существует отличие между двумя понятиями: форма соответствует объективному существованию, тогда как наименование - его отражению в субъективной жизни, разуме, в котором имя обычно есть символ формы и может использоваться в отсутствие предмета для умственной работы и манипуляции, связанной с этой формой.

В основном понятие "намарупы" используется тогда, когда разум отмечает, что объект, к которому он обращается, принадлежит полю Майи и на самом деле нереален. Вся Вселенная рассматривается как преходящая, не представляющая собой ничего субстанция, кроме суммы карм всех существ, пребывающих в ней.

"Дом с пятью окнами"

(пустой дом, шесть источников, шесть чувств, шад-аятана)

Изображается в виде пустого дома с пятью окнами.

Шад-аятана - это восприятие через шесть органов чувств: мышление, зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. Эти способности подобны окнам в доме, через которые мы смотрим на окружающий нас мир.

"Объятия"

(соприкосновение с материей, связь, спарша)

Изображается в виде обнимающихся мужчины и женщины.

Спарша - это контакт органов чувств и их объектов в форме первого контакта двух влюбленных.

"Пораженный"

(стрела в глазу, чувство, ведана)

Изображается в виде человека, пораженного в глаз стрелой.

Веданы возникают при контакте человека с различными объектами. В буддизме веданой называют одну из групп (скандха) элементов бытия (дхарма). Ведана-дхармы относят к факторам формирования индивидуального потока (сантана) человека. Влияя на сознание и психику, они выступают как санкары, связанные с ними, определяющие чувственный опыт. Благодаря веданам происходит оценка объекта как приятного или неприятного. Веданы связаны с 
прошлой кармой, определяют мотивацию поступков, выбор. В буддийской практике сначала устраняют гневливость, страстность, а затем все прочие проявления чувств, мешающие главной цели - освобождению. Объекты приятные, неприятные и нейтральные адепт просто перестает замечать.

"Пьяница"

(жажда, вожделение, страстное желание, тришна)

Изображается в виде человека, пьющего вино.

Тришна - жажда жизни, жажда бытия. Это она возмущает мировой покой. Тришна - четвертая Нидана, духовная любовь.

"Обезьяна, хватающая плоды"

(схватывание, стремление, упадана)

Изображается а виде обезьяны, срывающей плоды с дерева.

Неизменная субстанция, или материал, из которого состоят все предметы, и которое есть ничто иное, как сам Брахман.

"Беременность"

(расцвет, полнота, существование, жизнь, бхава)

Изображается в виде беременной женщины.

Означает тип внешнего, проявленного состояния бытия. Среди человеческих существ, различают три формы бхавы:

  • Пашу-бхава (ограниченные): низшая группа людей, мало озабоченных религиозными или этическими вопросами, живущих только ради телесных удовольствий, обладающих грубым мышлением, считающих всех остальных глупцами. Но сила их мыслей, слов и действий слаба и ни на что не влияет.
  • Вира-бхава (сильные, энергичные, мужественные): средняя группа людей, обладающих честолюбием и целенаправленностью, легковозбудимых под влиянием внешней среды, быстрых в планировании и действиях.Они способны и инициативны как в личных, так и в общественных видах деятельности, особенно в самовоспитании.
  • Дивья-бхава (одухотворенные, то есть независимые по характеру и вносящие гармонию по своему воздействию). Люди, осмысливающие свои действия, упорядоченные и результативные в своих поступках. Это личности целомудренные, миролюбивые, внимательные, интеллектуально развитые и заинтересованные в духовной цели, единении с Божественным в любых ситуациях и на всех стадиях своей жизни.

"Роды"

(пробуждение сознания, рождение, джати), соотносится с периодом виджняны (3) предыдущей жизни

Изображается в виде рождающегося ребенка.

Положение кого-либо в материальном мире, его текущее окружение, включая семью, социальный и экономический уровень, и т. д. Каждая отдельная область действий каждого человека обычно невелика и в значительной степени определенна.

"Несущий мертвеца"

(несущий созревшую карму, старость, старение и смерть, джара-марана)

Изображается в виде человека, несущего покойника в саване.



загрузка...

 

© money-magic.ru 2009